Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Бабаева А.А. о признании недействующими отдельных положений Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 97.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабаев А.А. обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Дагестан о признании не действующей строки 1896 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 97).
В обоснование требований указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня административным ответчиком произведены в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, необоснованно, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 28 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 г, требования Бабаева А.А. удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан, поданной 17 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, административный истец является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Согласно Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в Перечень (строка 1657) с установлением следующих сроков и видов работ: в плановый период 2017-2019 гг. - ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1), газоснабжения (шифр работ 2), водоснабжения (шифр работ 4), водоотведения (шифр работ 5), ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ 9); в плановый период 2020-2022 гг. - ремонт фундамента многоквартирного дома (шифр работ 11); в плановый период 2029-2031 гг. - ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ 8); в плановый период 2035-2037 гг. - утепление и ремонт фасада (шифр работ 10); в плановый период 2038- 2040 гг. - ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1), газоснабжения (шифр работ 2), теплоснабжения (шифр работ 3), водоснабжения (шифр работ 4).
В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 97 изменений произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе оспариваемые административным истцом по настоящему делу: перенос работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1) и водоотведения (шифр работ 5) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026-2028 гг.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (шифр работ 2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; перенос работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ 9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; исключение работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (шифр работ 4) из планового периода 2017-2019 гг.; перенос работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ 11) из планового периода 2020-2022 г. на плановый период 2032-2034 гг.; перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (шифр работ 8) из планового периода 2029- 2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; исключение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1) и газоснабжения (шифр работ 2) из планового периода 2038-2040 гг. многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Оспариваемый нормативный акт в соответствующей редакции принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие, официально опубликован.
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в данном многоквартирном жилом доме произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав верной правовую оценку доводов о нарушении предусмотренных законом условий для сокращения объема и увеличения сроков проведения работ по капитальному ремонту, что повлекло признание оспариваемых положений Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 97) принятыми с нарушением предусмотренных статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, а оспариваемые по делу судебные акты - соответствующим нормам материального и процессуального права, поскольку, проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суды правильно применили положения Жилищного Кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений пункта 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, то предусмотрено частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", пункт 2 статьи 2.2 которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Из смысла положений частей 6 - 10 статьи 11 названного Закона Республики Дагестан следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления сокращен объем и увеличен срок проведения таких работ. Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка, предусмотренного положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Исходя из анализа вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, суды, установив, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту, а также учитывая сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, отсутствие фактических оснований для сокращения объемов и переноса срока ремонта общего имущества дома, пришли к правильному выводу о том нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ.
При этом судами обоснованно отклонены доводы Правительства Республики Дагестан, в том числе, о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств (допускающих изменение региональных программ, обусловленных изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), поскольку административным ответчиком доказательств наличия таких оснований, а также их причинно-следственную связь для изменения сроков запланированных региональной программой ремонтных работ судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на возможность изменения сроков выполнения указанных работ, в том числе в сторону их сокращения, в будущем, не может повлечь отмену судебных актов, поскольку является основанной на обстоятельствах предположительного характера.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.