Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова М. В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к Попову М. В. о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, налоговый орган) обратилась в Ленинский районный суд г. Ставрополя о взыскании с Попова М.В. задолженность на общую сумму 131 508, 88 руб, в том числе задолженности по уплате:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 г. в размере 18 230, 19 руб, пеней в размере 30, 99 руб.; за 2019 г. в размере 29 354 руб. пеней в размере 1 251, 95 руб.; за 2018 г. в размере 26 545 руб. и пеней в размере 3 437, 57 руб.; за 2017 г. в размере 23 400 руб. и пеней в размере 5 142, 53 руб.;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование фиксированном размере за 2020 г. в размере - 4 733, 96 руб. и пеней в размере 8, 05 руб.; за 2019 г. в размере 6 884 руб. и пеней в размере 293, 61 руб.; за 2018 г. в размере 5 840 руб. и пеней в размере 756, 29 руб.; за 2017 г. в размере 4 590 руб. и пеней в размере 1008, 75 руб.;
пеней по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в размере 1, 74 руб, за 2015 г. в размере 0, 25 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Ставропольского краевого суда от 24.05.2022, заявленные требования удовлетворены частично, взыскана заявленная в иске задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2020 г.г, в удовлетворении требований в части взыскания пени по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 0, 25 руб. и за 2016 г. размере 1, 75 руб. отказано. Также с административного ответчика взыскана государственная пошлина.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм процессуального и материального права, подлежащих применению при рассмотрении дел такой категории, приводит доводы об отсутствии у него, как военного пенсионера дополнительно уплачивать стразовые взносы в пенсионный фонд, нарушении судами процедуры его извещения о времени и месте рассмотрения дела. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 01.12.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных доказательств усматривается, что Попов М.В. состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, в том числе транспортного, с 18.03.2011 по 23.07.2020 обладал статусом арбитражного управляющего, являлся плательщиком страховых вносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата транспортного налога, в соответствии со статьей 357 которой налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 83, пункта 1 статьи 363, статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида транспортного средства, являющего предметом налогообложения, уплата транспортного налога должна была быть произведена административным ответчиком, как налогоплательщиком по месту его постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с установленным в данном субъекте ставками уплаты транспортного налога в отчетный период.
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам и налоговым обязательствам налоговым органом плательщику направляется требование, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабинет считается полученным на следующий день.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных доказательств и установлено судами, в отношении имеющегося в собственности административного ответчика объекта налогообложения по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г, налоговым органом исчислены и предъявлены к уплате налогоплательщику в налоговом уведомлении N 140700750 от 31.08.2017 транспортный налог в размере 375 руб. (2015 г. - 47 руб, 2016 г. - 328 руб.). Налоговое уведомление направлено адрес налогоплательщика по почте заказным письмом.
В виду неисполнения налоговой обязанности, налоговым органом в адрес налогоплательщика сформировано по состоянию на 26.02.2018 требование об уплате налогов N 12807, в котором исчислена налоговая недоимка по указанному налоговому обязательству в размере 375 руб. и пени в размере 8, 39 руб. Требованием установлен срок его добровольного исполнения до 23.04.2018.
В связи с непоступлением от административного ответчика, как арбитражного управляющего, сумм страховых взносов за 2017-2020 г.г, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование N 40336 от 20.08.2020, сроком исполнения 13.10.2020, в котором исчислена и предъявлена к уплате задолженность по ним, являющаяся предметом спора, а также пени.
После истечения установленных сроков налоговый орган обратился с заявлением к мировому судьей о вынесении судебного приказа спорных сумм обязательств, которое удовлетворено, 31.05.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Попова М.В. рассматриваемой задолженности, определением мирового судьи от 07.07.2021 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.
03.09.2021 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, направив его по почте.
Задолженность по уплате пеней по транспортному налогу административный ответчик погасил 03.12.2021, в связи с чем в удовлетворении требований налогового органа в указанной части отказано.
В отношении недоимки по уплате страховых взносов, судами установлено, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности и в установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы и страховых взносов, процедура направления налогового требования, принудительного взыскания налоговой недоимки, налоговым органом соблюдены.
Предусмотренные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судами установлены. Наличие и размер задолженности обязательств подтверждается представленными доказательствами, расчет сумм и наличие неисполненных обязательств административным ответчиком не оспаривается. Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств не соответствующих критериям достоверности и допустимости по делу не имеется.
Доказательства отсутствия задолженности, а также уплаты соответствующих взносов за рассматриваемые периоды административным ответчиком не представлено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку как военный пенсионер он освобожден от их уплаты являлись предметом проверки и мотивировано отклонены, о чем имеются суждения в судебных актах. У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов основания отсутствуют.
Согласно положениям статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" указанные лица имеют право на установление пенсии по их выбору, - за выслугу лет или пенсии по инвалидности, и страховой пенсии по старости.
К условиям назначения трудовой пенсии по старости, исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относятся: достижение определенного возраста (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено внесение застрахованным лицом сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим, вопреки позиции административного ответчика за спорный период у него имелась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, арбитражные управляющие, получающие пенсии за выслугу лет не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2021 года, на возникшие ранее правоотношения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, являющиеся предметом спора по настоящему делу, положения Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не распространяются.
Судом первой инстанции дело рассмотрено с участием Попова М.В, судом апелляционной инстанции в его отсутствие. Суд апелляционной инстанции признал Попова М.В. надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается направленным в его адрес судебным уведомлением, возвращённого в адрес суда по основанию истечения срока хранения, с соблюдением Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утв. Приказом ФГУП "Почта России" от 05.12.2014 N 423-п, информация о чем содержится, в том числе, на официальном сайте Почты России.
Указанное свидетельствует, что в соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" ответчик являлся надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Попова М. В. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.