Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике
на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Захарченко В. И. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике о признании утратившим возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Захарченко В.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Захарченко В.И. обратилась в Нальчикский городской суд КБР с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России (далее - УФНС России) по КБР о признании утратившим возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 11 134, 91 рублей, в том числе:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 8 398, 87 руб, пени 2 289, 25 руб.;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования: недоимка в размере 351, 08 руб. и пени 95, 71 руб.
Требования мотивированы прекращение ею деятельности индивидуального предпринимателя 23.11.2018, при этом налоговым органом не предпринято надлежащих мер по взысканию спорной задолженности в судебном порядке, таким образом налоговый орган утратил возможность взыскания образовавшейся задолженности.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 08.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КБР от 14.10.2022, требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о пропуске налоговым органом процессуальных сроков для взыскания спорной недоимки и, как следствие, наличия оснований для признании ее утратившей возможности ко взысканию.
Не согласившись с постановленными судебными актами УФНС России по КБР обжаловало их в кассационном порядке. В кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение, в обоснование приводит доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.12.2022.
На кассационную жалобу административным истцом поданы возражения в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из представленных доказательств усматривается, что Захарченко В.И. с 17.04.2012 по 23.10.2018 обладала статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взыскание которых с 01.01.2017 осуществляют налоговые органы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Взносы подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего года, а при прекращении деятельности не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (части 2, 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование по форме, утв. Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса Российской Федераии за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабине считается полученным на следующий день.
Налоговое требование направляется физическому лицу по месту пребывания, адрес которого предоставляется налоговому органу органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения требования в установленный срок налоговый орган инициирует принудительное взыскание налоговой задолженности в порядке статьи 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, либо путем обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае пропуска установленного срока он может быть восстановлен судом.
Налоговым органом выявлена недоимка по уплате Захаровой В.И. за 2018 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 8 398, 87 руб. и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 351, 08 руб.
В отношении указанной недоимки по состоянию на 23.11.2018 сформировано требование N 444146, которое направлено в адрес Захаровой В.И. через личный кабинет налогоплательщика. Установлен срок добровольной уплаты до 21.12.2018.
После истечения установленных сроков и неисполнения требования, налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании указанных страховых сумм, а также пени по налогам в размере 36, 98 руб.
Мировой судья, не усмотрев оснований к отказу 02.08.2022 вынес судебный приказ о взыскании данных сумм, на который 06.09.2022 поступили возражения должника, по итогам рассмотрения которых определением мирового судьи от 06.09.2022 судебный приказ отменен.
Таким образом в срок до 06.03.2023 за налоговым органом сохраняется право на обращение в отношении указанных сумм в суд об их взыскании в порядке административного искового производства.
Вместе с тем указанные суммы страховых взносов решением суда первой инстанции признаны безнадежными к взысканию в связи с истечением срока принудительного взыскания, что не соответствует как обстоятельствам дела, так и нормам материального права, регулирующих разрешение таких вопросов, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Вопросы признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания разрешаются в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Тогда как по настоящему делу налоговым органом приняты в установленные сроки и системном порядке меры к взысканию спорных сумм, проведена процедура досудебного порядка урегулирования спора, в настоящее время не утрачена возможность на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате страховых взносов за 2018 г. в порядке административного искового производства. В связи с этим у судов отсутствовали правовые основания для признания недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 г. безнадежными ко взысканию.
Кроме того, по настоящему делу предметом спора является недоимка по страховым взносам, образовавшимся после 01.01.2017, а именно за 2018 г.
Как следует из справки состояния счетов Захарченко В.И. за ней числится недоимка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 8 398, 87 руб. и пени к ней в размере 2 289, 25 руб, на обязательное медицинское страхование в размере 351, 08 руб. и пени к ней в размере 95, 71 руб.
В соответствии с требованиями административного иска, Захарченко В.И. просила признать безнадёжными ко взысканию указанные суммы страховых взносов и пени.
Настоящим кассационным определением вывод судов относительно признания безнадежными ко взысканию страховых взносов признан незаконным, решение в указанной части подлежащим отмене.
Вместе с тем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для принятия нового решения, поскольку судами фактически не разрешены требования административного истца в части признания безнадежными ко взысканию пеней, - не установлен период их образования, принимались ли налоговым органом меры к их взысканию в принудительном порядке наряду с взысканием самой недоимки по страховым взносам.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения заявленных требований.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Данный принцип, а также установленные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования, судами соблюдены не были, что влечет отмену обжалуемых судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, установить юридически значимые обстоятельства.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.10.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.