Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Климовой В.В, судей Камышовой Т.В, Черчага С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аликадиева Мирзы Магомедовича к Главному Управлению МЧС России по Республике Дагестан о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условии и восстановлении в очереди, по кассационной жалобе Аликадиева Мирзы Магомедовича на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Аликадиев М.М. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Республике Дагестан о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Республики Дагестан от 28 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Аликадиева М.М. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, с 05, 06.1992. по 15.07.2011 Аликадиев М.М. проходил службу в МЧС РД в различных должностях: пожарного, старшего пожарного, старшего инструктора-пожарного, мастера-пожарного, начальника склада и старшего инструктора-пожарного.
15.07.2011 он уволен по состоянию здоровья с выслугой лет в льготном исчислении 21 год 00 месяцев 27 дней, что подтверждается выпиской из приказа ГУ "ОФПС по РД" от 15.07.2011г.
Решением жилищной комиссии МЧС РД N1-04 от 05.02.2004 истец был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих и сотрудников ГПС МЧС РД, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии МЧС РД от 05.02.2004.
Согласно выписке из протокола N 2-06 от 20.04.2006 заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, Аликадиев М.М. исключен из списков лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с отсутствием в его учетном деле необходимых для постановки на учет документов, а именно: справки с последнего места службы, выписки из домовой книги, лицевых счетов и поквартирных карточек, справок из Управления Росреестра и БТИ, а также акта проверки жилищных условий.
С указанным решением ЖБК ГУ МЧС России по Республике Дагестан истец не согласен считает его незаконным и нарушавшим его права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что Аликадиевым М.М. не представлено никаких доказательств о том, что после постановки его на жилищный учет (2004г.) он представлял ЖБК ГУ МЧС России по Республике Дагестан в последующем (ежегодно обновлял) необходимые документы, свидетельствующие о его нуждаемости в жилье, интересовался о продвижении своей очередности, на основании чего пришел к выводу о том, что в связи с непредоставлением необходимых документов у ЖБК ГУ МЧС России по Республике Дагестан имелись основания для исключения его из списков лиц, признанных нуждающимися в жилье.
Вместе с тем, суд ссылался на то, что решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 11 июля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06 ноября 2018 года, в удовлетворении исковых требований о признании отказа комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан в принятии и направлении рапорта и документов для получения жилищного сертификата в МЧС России незаконным, признании его право на получение "Государственного жилищного сертификата" с учетом членов его семьи и обязании ГУ МЧС России по Республике Дагестан включить его и членов его семьи в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем" категорий граждан, установленных Федеральным законом Аликадиеву М.М. отказано
Кроме того, указав на то, что истцу об исключении его и членов его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий стало известно еще в 2012 году, а письменно узнал в 2015 году, пришел к выводу о пропуске Аликадиевым М.М. срока исковой давности на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений.
В силу пунктов 6, 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе, отсутствие жилой площади.
Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Указами Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года, N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531), N 1153 от 2 октября 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444), N 796 от 21 июля 1992 года, N 868 от 11 июля 2004 года; ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции" (действовавшим на дату принятия ответчиком решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях); Постановлениями Правительством РФ N 1095 от 29 сентября 1999 года, N 675 от 17.09.2001 года, N 153 от 21 марта 2006 года, N 865 от 31.12.2005 года, N 1054 от 06.09.1998 года, N 385 от 20 июня 2005 года, N 1050 от 17 декабря 2010 года; Приказами МЧС РФ N 44 и МВД N 84 от 31 января 2002 года, Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Приказами МВД N 1038 от 14 декабря 1999 года, N 345 от 24.05.2003 года, Приказом МЧС РФ N 372 от 06.08.2004 г, у истца Аликадиева М.М. имелся статус сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России, в отношении которого государство выполняет обязательства по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 N 444. от 16.03.2007 N 359) действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" распространено на лиц, названных в п. 1 настоящего Указа, т.е. в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.
Пунктом 1 этого Указа Президента РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 года установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
С 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005 года реализация программы "Государственные жилищные сертификаты" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительства РФ N 675 от 17.09.2001 года, N 1050 от 17 декабря 2010 года, основными целью и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 04.12.2008 N 902).
Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (2011 - 2015 годы)", которым утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)".
В соответствии с пп. "а" п. 5 указанных "Правил" право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.
До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента N 1153 от 2 октября 1992 года N 1153 (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 г. распространено действие п. 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 г. N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции ссылался на то, что в материалах дела имеется выписка из протокола N13 от 05.10.2015 заседания комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которым Аликадиеву М.М. было отказано в постановке на учет, со ссылкой на то, что имеется протокол заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Дагестан N2-06 от 20.04.2006, которым он исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом суд сослался на то, что указанная выписка из протокола N13 от 05.10.2015 была направлена истцу 23.10.2015 за N197168.
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, Аликадиев М.М. последовательно пояснял о том, что выписку из протокола N13 от 05.10.2015 не получал, в указанном заседании комиссии участия не принимал.
В материалах дела (л.д.206) содержится лишь сопроводительное письмо о направлении указанной выписки из протокола Аликадиеву М.М. при этом сведений о реальном направлении выписки истцу (реестр почтовых отправлений, почтовый идентификатор) либо о получении выписки им лично в материалы дела не представлено.
Проверяя в апелляционном порядке доводы апелляционной жалобы Аликадиева М.М. о том, что о решении жилищной комиссии от 20.04.2006 года ему известно не было, копию решения он не получал, в заседании жилищной комиссии участия не принимал, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что еще в 2012 году устно, а письменно в 2015 году истцу стало известно об оспариваемом решении.
При этом суд апелляционной инстанции сослался на протокол судебного заседания от 11.07.2018 года из гражданского дела N2-3336/2018 по иску Аликадиева М.М. к ГУ МЧС России по РД и содержащиеся в указанном протоколе пояснения Аликадиева М.М. о том, что еще в 2012 году ему стало известно об исключении его из списка очередников устно, а в 2015 году узнал об этом письменно (т.2 л.д.37), однако, в материалах настоящего гражданского дела копия данного протокола судебного заседания от 11.07.2018 года отсутствует, в связи с чем суд кассационной инстанции лишен возможности проверить довод кассатора о его неосведомленности о решении ЦЖБК, а также вывод суда апелляционной инстанции о пропуске Аликадиевым М.М. срока исковой давности.
При указанных обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Аликадиева М.М. являются преждевременными.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
На основании ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Таким образом, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания.
В случае недостаточности доказательственной базы для вынесения законного и обоснованного решения суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 года - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Климова В.В.
Судьи Камышова Т.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.