Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора автономной некоммерческой организации - профессиональной образовательной организации "Дивизион" (далее также АНО ПОО "Дивизион", организация) Границина Б.С. (далее Границин Б.С.) на вступившие в законную силу постановление старшего инспектора отделения контроля за оборотом оружия Центра лицензионно-разрешительной работы (далее ЦЛРР) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии (далее Управление Росгвардии) по Республике Мордовия от 08 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 марта 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 30 мая 2022 года, вынесенные в отношении АНО ПОО "Дивизион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора отделения контроля за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Мордовия от 08 февраля 2022 года ЛРР N 003683 АНО ПОО "Дивизион" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 301 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Мордовия от 30 мая 2022 года, постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, АНО ПОО "Дивизион" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор АНО ПОО "Дивизион" Границин Б.С. просит отменить процессуальные акты, вынесенные в отношении организации по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее Закон об оружии) хранение служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение оружия; служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Пункт 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, конкретизируя законодательное требование о хранении служебного оружия в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц, предусматривает, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Инструкция).
Требования к хранению оружия и (или) патронов в оружейных комнатах установлены в пункте 169 Инструкции.
Как следует из материалов дела, 10 декабря 2021 года заместителем начальника Управления - начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Мордовия утвержден план-график проверок организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц на первое полугодие 2022 года, включающий в числе прочих АНО ПОО "Дивизион".
Руководитель организации уведомлен о проверке обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, дата и время ее проведения Границиным Б.С. согласованы.
В ходе плановой выездной проверки должностным лицом ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Мордовия по месту хранения оружия и патронов в помещении АНО ПОО "Дивизион" по адресу: "адрес" установлены нарушения требований Инструкции, выразившиеся в том, что проводка сигнализации оборудована не в скрытом исполнении вне оружейной комнаты; решетчатая дверь по диагоналям не приварена прутком диаметром не менее 16 мм; размер некоторых ячеек стальной решетки, усиливающей стену, более 150х150 мм; в книге учета наличия и движения номерного учета имеющегося оружия и патронов отсутствуют сведения об оружии с указанием его типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Указанные нарушения, изложенные в акте от 31 января 2022 года, послужили основанием для привлечения АНО ПОО "Дивизион" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Границин Б.С. лично присутствовал 31 января 2022 года при проведении проверки, при получении акта проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов каких-либо замечаний и возражений относительно процедуры проверки не заявил.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда снижен размер административного наказания до 200 000 рублей.
Судья Верховного суда Республики Мордовия не нашел оснований для удовлетворения жалобы АНО ПОО "Дивизион" на процессуальные решения по делу об административном правонарушении.
Изложенный в обжалуемых актах вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии АНО ПОО "Дивизион" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае судами установлено, что автономная организация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Действия АНО ПОО "Дивизион" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об оружии.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с учетом требований части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего инспектора отделения контроля за оборотом оружия ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Мордовия от 08 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 17 марта 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 30 мая 2022 года, вынесенные в отношении АНО ПОО "Дивизион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора АНО ПОО "Дивизион" Границина Б.С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.