Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Мордовия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению публичного акционерного общества " "данные изъяты"" к Государственной инспекции труда в Республике Мордовия о признании незаконными и отмене предписания и акта проверки.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя публичного акционерного общества " "данные изъяты"" Щ, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заинтересованного лица Б, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Публичное акционерное общество " "данные изъяты"" (далее - ПАО " "данные изъяты"", Общество) в лице филиала "Мордовэнерго" обратилось в суд с названным административным иском, в котором просило признать незаконными и отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 1 февраля 2022 года N и акт внеплановой документарной проверки от 1 февраля 2022 года N, восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В обоснование административного иска указано, что на основании решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия по обращению Б, состоящей в трудовых отношениях с филиалом ПАО " "данные изъяты"", в отношении филиала проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой установлено нарушение административным истцом постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" в части отстранения от работы Б, не сделавшей профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции. По результатам проверки составлен акт проверки от 1 февраля 2022 года, и выдано предписание, которым на Общество возложена обязанность в установленные сроки отменить приказ об отстранении Б. от работы, допустить ее к исполнению обязанностей бухгалтера и возместить неполученный заработок в результате незаконного отстранения от работы.
Считает, акт проверки и предписание незаконными, нарушающими права административного истца, поскольку Б. является работником предприятия в сфере энергетики, что влечет необходимость ее вакцинации против новой коронавирусной инфекции на основании Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 11 октября 2021 года N 6693 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья всех членов трудового коллектива, в связи с чем действия Общества по отстранению ее от работы соответствовали требованиям действующего законодательства и не могут расцениваться как нарушающие трудовые права отстраненного работника.
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым административный иск удовлетворен, признаны незаконными и отменены оспариваемые акт документарной проверки и предписание об устранении выявленных нарушений закона.
В кассационной жалобе, поданной 4 октября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2022 года, Государственная инспекция труда в Республике Мордовия ставит вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что судом неверно применены нормы материального права.
ПАО " "данные изъяты"" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Б. с 5 июня 2017 года работает в филиале ПАО " "данные изъяты"" в должности бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности Управления бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 11 октября 2021 года N 6693 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", приказа исполняющего обязанности генерального директора ПАО " "данные изъяты"" Ф. от 13 октября 2021 года N 935 "О вакцинопрофилактике COVID-19 в филиале ПАО " "данные изъяты"" заместителем генерального директора ПАО " "данные изъяты"" - директором филиала " "данные изъяты"" С.Ю.И. издан приказ от 13 октября 2021 года N 999, согласно которому заместителям директора филиала, руководителям структурных подразделений аппарата управления поручено, в том числе обеспечить проведение профилактических прививок вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации: первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной в срок до 15 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины в срок до 15 декабря 2021 года; на основании служебных записок руководителей структурных подразделений аппарата управления, директоров производственных отделений подготовить приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и локально-нормативных актов общества: с 15 ноября 2021 года работников, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 15 декабря 2021 года - работников, не имеющих законченного курса вакцинации (исключение составляют работники, имеющие противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции).
С указанным приказом Б. была ознакомлена под роспись 15 октября 2021 года, что подтверждается листом ознакомления (приложение N1 к приказу от 13 октября 2021 N 999 года).
10 ноября 2021 года директору филиала ПАО " "данные изъяты"" С.Ю.И. от Б. представлено заявление об отказе в проведении профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом COVID-19, по той причине, что эффективность и безопасность вакцины от которановируса не установлена, ее исследования продолжаются, речь идет о научном эксперименте, она отказывается участвовать в клиническом исследовании вакцины против коронавирусной инфекции.
На основании приказа от 12 ноября 2021 года N 823-л Б. отстранена от работы с 15 ноября 2021 года до предоставления документов, подтверждающих факт вакцинации от COVID-19, либо документов, подтверждающих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), без сохранения заработной платы.
По данному факту Б. обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия с соответствующей жалобой на действия работодателя - филиала ПАО " "данные изъяты"".
В целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, 14 января 2022 года заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Ш. принято решение о проведении документарной внеплановой проверки по обращению Б. в отношении филиала ПАО " "данные изъяты"".
По результатам проверки начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г.Н. пришла к выводу о том, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" филиалом ПАО " "данные изъяты" "данные изъяты"", деятельность которого не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, незаконно издан приказ от 12 ноября 2021 года N 823-л "Об отстранении от работы в связи с непрохождением вакцинации" в отношении Б.
Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки от 1 февраля 2022 года N.
1 февраля 2022 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Мордовия С.Г.Н. в отношении филиала ПАО " "данные изъяты"" вынесено предписание N об устранении выявленных нарушений, которым на Общество возложена обязанность до 15 февраля 2022 года отменить приказ от 12 ноября 2021 года N 823-л, изданный в отношении Б. в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"; до ДД.ММ.ГГГГ допустить Б. к исполнению обязанностей бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности; до 28 февраля 2022 года в соответствии со статьей 234 Трудового кодекса Российской Федерации возместить Б. за период с 15 ноября 2021 года по 15 февраля 2022 года неполученный заработок в результате незаконного отстранения от работы.
Указанное предписание филиалом ПАО " "данные изъяты"" исполнено в полном объеме. В соответствии с приказом от 15 февраля 2022 года N 97-л бухгалтер отдела бухгалтерского учета и отчетности Б. допущена к работе с 16 февраля 2022 года на стационарное рабочее место, 28 февраля 2022 года ей возмещен неполученный заработок в сумме 111 391 рубля.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, восстановив административному истцу процессуальный срок для обращения в суд, пришел к выводу о том, что у административного истца отсутствовали основания для отстранения Б. от работы по занимаемой должности ввиду того, что выполняемая ею работа не предусмотрена утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который является исчерпывающим, в связи с чем признал законными оспариваемые акт проверки и предписание государственной инспекции труда.
Отменяя решение районного суда и признавая незаконными акт документарной проверки и предписание государственной инспекции труда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия работодателя не носили противоправный характер, очевидных нарушений трудового законодательства, а также нарушений прав и законных интересов Б. не установлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что у административного ответчика не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ).
Абзацами 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании подпунктов "в", "г" Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ (пункт 3 статьи Федерального N 52-ФЗ).
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставлены полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 4 пункта 2 статьи 50, абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ).
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (часть 2 статьи 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N715.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н, действующий, на момент возникновения спорных правоотношений).
Данная прививка становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы (указанная правовая позиция изложена также в письме Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N 1811 -ТЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по РМ от 11 октября 2021 года N 6693 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVTD-19), к которым относятся и работники жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1, подпункт 1.1).
На руководителей организаций возложена обязанность в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с максимальным охватом, но не менее 80% от общей численности работников (пункт 2.1 Постановления).
Требование обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к данной профилактической прививке.
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что на момент отстранения от работы Б. на территории Республики Мордовия действовал режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обязательная вакцинация введена в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения и продиктована необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимых целей, а также установив, что ПАО " "данные изъяты"" осуществляет деятельность в сфере энергетики, работники общества, в том числе Б, которая в силу специфики выполняемой трудовой функции имеет непосредственный, прямой контакт с другими работниками общества, подлежали обязательной вакцинации в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 11 октября 2021 года N 6693, однако Б, отказавшейся от вакцинации, не были представлены сведения о наличии противопоказаний к данной профилактической прививке, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества как работодателя Б. оснований для отстранения последней от работы. В связи с этим судом апелляционной инстанции правомерно признаны незаконными оспариваемые акт проверки и предписание об устранении нарушений законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.