Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П. на решение Суземского районного суда Брянской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Брянской области к П. о взыскании налоговой задолженности.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Брянской области (далее - МИФНС России N 7 по Брянской области, Инспекция) обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила взыскать с П... задолженность по требованию от 8 декабря 2020 года N в сумме 121 982 рубля 59 копеек: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - 56 863 рубля (за 2019 год), пени - 48 рублей 33 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года; транспортный налог с физических лиц - 28 782 рубля (за 2019 год), пени - 24 рубля 46 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 2020 года); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - 108 рублей (за 2019 год), пени - 0, 09 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - 36 126 рублей (за 2019 год), пени (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2019 года) - 30 рублей 71 копеек; задолженность по требованиям от 30 января 2018 года N и от 21 января 2019 года N в сумме 111 822 рубля 39 копеек: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - 24 332 рубля (за 2017 год), пени (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2019 года) - 24 рубля 56 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - 56 863 рубля (за 2017 год), пени - 698 рублей 94 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - пени в размере 68
рублей 11 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - 326 рублей (за 2015, 2017 годы), пени - 4 рубля 01 копейка (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); транспортный налог с физических лиц - 28 782 рубля (за 2017 год), пени - 353 рубля 78 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени 369 рублей 99 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); задолженность по требованию от 30 июня 2020 года N в сумме 18 383 рублей 52 копейки: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - пени в размере 4 316 рублей 97 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - пени в размере 8 922 рубля 27 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года), пени по транспортному налогу с физических лиц - 4 516 рублей 14 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - 42 рубля 93 копейки (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - пени в размере 90 рублей 96 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года); страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени 494 рубля 25 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года).
Требования мотивированы тем, что П. является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов. Кроме того, административный ответчик в период с 20 июля 2012 года по 25 октября 2016 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем должен был оплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии. В рамках проведенной проверки полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и установления имеющейся у налогоплательщика задолженности П. направлены налоговые уведомления и требования от 30 января 2018 года N, от 21 января 2019 года N, от 30 июня 2020 года N, от 8 декабря 2020 года N, однако до настоящего времени сумма задолженности налогоплательщиком не погашена.
Решением Суземского районного суда Брянской области от 15 ноября 2021 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 апреля 2022 года решение суда первой инстанции изменено.
Взыскан с П... земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - 42 647 рублей (за 2019 год), пени - 48 рублей 33 копейки (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 56 863 рубля (за 2017 год), пени - 698 рублей 94 копейки (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года); транспортный налог с физических лиц - 28 782 рубля (за 2019 год), пени - 24 рубля 46 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 28 782 рубля (за 2017 год), пени - 353 рубля 78 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени - 4 516 рублей 14 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - 108 рублей (за 2019 год), пени - 0, 09 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года); пени - 4 рубля 01 копейка (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени - 42 рубля 93 копейки (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года);
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - 27 925 рублей (за 2019 год), пени (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2019 года) - 30 рублей 71 копейка, 24 332 рубля (за 2017), пени (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2019 года) - 24 рубля 56 копеек, пени в размере 4 316 рублей 97 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - пени в размере 68 рублей 11 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени в размере 90 рублей 96 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - пени 369 рублей 99 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени 494 рубля 25 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) - пени 369 рублей 99 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени 494 рубля 25 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года).
В кассационной жалобе, поданной 29 сентября 2022 года, поступившей в Первый кассационный суд 17 октября 2022 года, П. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, П. являлся собственником земельных участков, зданий, транспортных средств, также с 24 января 2013 года по 25 октября 2016 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неуплатой налогов, страховых взносов в адрес П. направлялись налоговые требования от 30 января 2018 года N, от 21 января 2019 года N, от 30 июня 2020 года N и от 8 декабря 2020 года N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, которые налогоплательщиком исполнены не были.
Определениями мирового судьи участка N 54 Суземского судебного района Брянской области от 17 мая 2021 года судебные приказы от 10 апреля 2019 года о взыскании задолженности по налоговым платежам в размере 114 914 рублей 11 копеек, от 16 февраля 2021 года о взыскании задолженности по налоговым платежам в размере 121 982 рубля 59 копеек, от 16 февраля 2021 года о взыскании задолженности по налоговым платежам в размере 18 383 рубля 52 копеек в отношении П. отменены ввиду поступивших от должника возражений.
До настоящего времени сумма задолженности налогоплательщиком по вышеуказанным требованиям не погашена, в связи с чем у административного ответчика П. имеется задолженность в размере 252 188 рублей 50 копеек, из которых земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений - 56 863 рубля (за 2019 год), пени - 48 рублей 33 копейки (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 56 863 рубля (за 2017 год), пени - 698 рублей 94 копейки (за период с 28 декабря 2017 года по 29 января 2018 года), пени - 8922 рубля 27 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); транспортный налог с физических лиц - 28 782 рубля (за 2019 год), пени - 24 рубля 46 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 28 782 рубля (за 2017 год), пени - 353 рубля 78 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени - 4516 рублей 14 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений - 108 рублей (за 2019 год), пени - 0, 09 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года); 326 рублей (за 2015 год), пени - 4 рубля 01 копейка (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени - 42 рубля 93 копейки (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений - 36 126 рублей (за 2019 год), пени (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2019 года) - 30 рублей 71 копейка, 24 332 рубля (за 2017 год), пени (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2019 года) - 24 рубля 56 копеек, пени в размере 4 316 рублей 97 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за
расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - пени в размере 68 рублей 11 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени в размере 90 рублей 96 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 год) - пени 369 рублей 99 копеек (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), пени 494 рубля 25 копеек (за период с 1 февраля 2018 года по 1 апреля 2018 года).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 13 ноября 2017 года заявление ПАО "Сбербанк России" о признании П. несостоятельным должником (банкротом) принято к производству арбитражного суда.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 16 мая 2018 года по заявлению Федеральной налоговой службы России в третью очередь реестра требований кредиторов П. включено требование Российской Федерации (Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области) в размере 171 002 рублей 26 копеек, в том числе 165 468 рублей 46 копеек - основной долг, 5 533 рубля 80 копеек - пени. Указанная задолженность образовалась в результате ненадлежащего исполнения обязательств по уплате земельного налога, налога на имущество, транспортного налога.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2018 года по заявлению Федеральной налоговой службы России во вторую очередь реестра требований кредиторов П. включено требование Российской Федерации (Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области) в размере 22 389 рублей 75копеек, в третью очередь реестра требований кредиторов - в размере 6 071 рубля 72 копейки, в том числе 4 120 рублей 81 копейка - основной долг, 1 950 рублей 91 копейка - пени. Указанная задолженность образовалась в результате ненадлежащего исполнения обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25 сентября 2018 года П. признан несостоятельным должником (банкротом).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 13 июля 2021 года завершена процедура реализации имущества должника П., последний освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
Согласно вышеназванному определению в ходе проведения процедуры реализации имущества в конкурсную массу было включено следующее имущество: здание столярного цеха общей площадью 611, 6 кв.м по адресу: "адрес", условный номер N; здание склада общей площадью 138, 8 кв.м по адресу: "адрес", условный номер N; земельный участок общей площадью 6765 кв.м по адресу: "адрес" кадастровым номером N; нежилое здание площадью 79, 3 кв.м по адресу: "адрес" "адрес" кадастровым номером N; земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 7 746 кв.м по адресу: "адрес" с кадастровым номером N; транспортное средство MERCEDES-BENZ 1844 ACTROS идентификационный номер (VIN) WDB N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что обязательства по уплате налогов и страховых взносов П. не исполнил, при этом срок на обращение в суд с настоящим иском налоговым органом не пропущен. Также суд пришел к выводу о том, что задолженность П... по налоговым требованиям от 30 января 2018 года N, от 21 января 2019 года N, от 30 июня 2020 года N и от 8 декабря 2020 года N, выставленным по окончании налогового периода, образовалась после даты принятия заявления о признании его банкротом. Соответственно, заявленные административным истцом требования об уплате страховых взносов, налогов и пени относятся к текущим платежам, при этом оснований для признания задолженности П... безнадежной ко взысканию суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о необоснованности взыскания земельного налога (ОКТОМО 15652402) за 2015 год, поскольку моментом окончания налогового периода, за который он предъявлен, оканчивается 31 декабря 2015 года, из чего следует, что данная задолженность не может быть отнесена к текущей.
Также суд апелляционный инстанции указал на неправомерность начисления налога на имущество и земельного налога после реализации имущества в рамках дела о банкротстве.
При этом исходил из того, что в ходе процедуры реализации имущества П... в конкурсную массу было включено следующее имущество, обремененное ипотекой в пользу ПАО "Сбербанк России":
- здание столярного цеха с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
- здание склада с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
- земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес".
Указанное имущество было продано в результате проведения повторных торгов посредством публичного предложения М. на основании протокола о результатах открытых торгов от 28 сентября 2019 года.
С учетом приведенных обстоятельств с момента отчуждения финансовым управляющим принадлежащих П... объектов недвижимости - 28 сентября 2019 года у административного ответчика прекратились налоговые обязательства по уплате налога на имущество и земельного налога в отношении реализованных зданий и земельного участка в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Кроме того, согласно представленному налоговым органом по запросу суда апелляционной инстанции расчету, сумма налога в отношении объекта недвижимости - здания столярного цеха с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", за 9 месяцев 2019 года составила 21 582 рубля; в отношении объекта недвижимого имущества - здания склада с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", сумма налога за 9 месяцев 2019 года составила 3 026 рублей; в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", сумма налога за 9 месяцев 2019 года составила 42 647 рублей.
Приняв во внимание приведенный расчет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о снижении размера подлежащих взысканию налогов за 2019 год в отношении вышеприведенных объектов недвижимости; на 22 417 рублей ((28 775 рубля - 21 582 рубля) + (4 034 рубля - 3 026 рублей) + 56 863 рубля - 42 647 рублей)).
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит правильным выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания с административного ответчика задолженности:
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, - 42 647 рублей (за 2019 год) и начисленные на недоимку пени - 48 рублей 33 копейки (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 56 863 рубля (за 2017 год) и начисленные на недоимку пени - 698 рублей 94 копейки (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2020 года /л.д.58-59/ (судом ошибочно указан период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года));
по транспортному налогу - 28 782 рубля (за 2019 год) и начисленные на недоимку пени - 24 рубля 46 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 28 782 рубля (за 2017 год), пени - 353 рубля 78 копеек (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2019 года /л.д.54/ (судом ошибочно указан период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года));
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, - 108 рублей (за 2019 год) и начисленные на недоимку пени - 0, 09 копеек (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года);
по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, - 27 925 рублей (за 2019 год), пени - 30 рублей 71 копейка (за период с 2 декабря 2020 года по 7 декабря 2020 года), 24 332 рубля (за 2017), пени (за период с 4 декабря 2018 года по 20 января 2019 года) - 24 рубля 56 копеек.
Такие выводы суда сделаны при правильном применении норм Налогового Кодекса Российской Федерации (статей 23, 44, 48, 52, глав 28, 31, 32 названого Кодекса), а также норм Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве"), основаны на установленных фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы данные выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, в связи с чем не согласиться с судебным актами в указанной части оснований не имеется.
Вместе с тем, выводы суда апелляционной инстанции о взыскании с П... сумм пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу в размере 4 516 рублей 14 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 4 рублей 01 копейки (за период с 28 ноября 2017 года по 29 января 2018 года), в размере 42 рублей 93 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в сумме 68 рублей 11 копеек, 90 рублей 96 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированному размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 369 рублей 99 копеек, 494 рублей 25 копеек, не основаны на нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, сделаны без исследования всех значимых для правильного разрешения спора обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, при этом нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму налогов, которые не были уплачены, и в отношении которых налоговым органом не были приняты меры к их принудительному взысканию.
Вместе с тем, судом не установлено и материалы дела не содержат сведений, на недоимки за какой налоговый период были начислены указанные выше пени, были ли предприняты налоговым органом меры к принудительному взысканию указанной налоговой задолженности, на которую начислены пени, произведено ли погашение Печёновым И.Ф. такой задолженности по налогам и страховым взносам. Вместе с тем такие обстоятельства имеют юридическое значение для правильного разрешения дела, без установления которых проверить обоснованность начисления сумм спорных пеней и отнесения их в силу Закона о банкротстве к текущей задолженности не представляется возможным.
Кроме того, взыскивая с административного ответчика пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2017 год в размере 8 922 рубля 27 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года) и пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2017 год в размере 4 316 рублей 97 копеек (за период с 21 января 2019 года по 29 июня 2020 года), суд апелляционной инстанции в нарушение требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не проверил правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемых сумм пеней. При этом в материалах дела отсутствует расчет пеней по налогам в указанном размере.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
С учетом изложенного, судебный акт апелляционной инстанции в указанной части нельзя признать законным, он подлежит в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмене в данной части, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 апреля 2022 года отменить в части взыскания пеней по транспортному налогу в размере 4 516 рублей 14 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4 рублей 01 копейки, в размере 42 рублей 93 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 8 922 рубля 27 копеек; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 4 316 рублей 97 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 68 рублей 11 копеек, в размере 90 рублей 96 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 369 рублей 99 копеек, в размере 494 рублей 25 копеек, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Брянский областной суд.
В остальной части решение Суземского районного суда Брянской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.