Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Ш, Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению губернатора Воронежской области к Совету народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области С.Ю.А, представителя Ш. - К, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей губернатора Воронежской области С.Н.Н., Г, П, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
губернатор Воронежской области обратился в суд с названным административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области (далее - Совет народных депутатов), выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Ш. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1, 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; возложить на Совет народных депутатов обязанность на ближайшем со дня вынесения решения суда заседании Совета народных депутатов принять решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Ш.
В обоснование административного иска указано, что в результате проведенной управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что в разделе 4 "Сведения о счетах в банке и иных кредитных организациях" справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Ш. не указал счет, открытый в АО "Россельхозбанк", кроме того, Ш, являясь главой городского поселения - город Семилуки, председателем Совета народных депутатов, и, соответственно, лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, совершал действия, находясь в ситуации конфликта интересов, и не подал уведомление о возможной личной заинтересованности.
Указанные факты послужили основаниями для внесения 12 марта 2021 года прокуратурой Семилукского района представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое было рассмотрено Решением Совета народных депутатов от 22 апреля 2021 года N 44, в отношении Ш. применена мера ответственности в виде предупреждения.
После вынесения представления прокуратурой Ш. в течение полутора месяца продолжал нарушать действующие законодательство и только 24 мая 2021 года подал заявление об увольнении с должности руководителя Муниципального казенного предприятия "Городское благоустройство".
С учетом результатов проведенной Управлением проверки в адрес Совета народных депутатов губернатором Воронежской области от 23 декабря 2021 года направлено обращение об удалении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Ш. в отставку, однако требование губернатора Воронежской области не удовлетворено, решение об удалении главы городского поселения в отставку не принято.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 августа 2022 года, административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие Совета народных депутатов, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Ш. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1, 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; на Совет народных депутатов возложена обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Ш. по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 2 ноября 2022 года и, соответственно, 17 ноября 2022 года, Ш. и Совет народных депутатов просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Выражают несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, полагают, что судами нарушены нормы материального права, указывают, что отклонение представительным органом муниципального образования инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку не нарушает права, свободы и законные интересы губернатора Воронежской области, который к числу лиц, имеющих право нар обращение в интересах неопределенного круга лиц, не отнесен.
Какого-либо бездействия со стороны Совета народных депутатов не имеется, поскольку обязанность представительного органа муниципального образования по рассмотрению инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения выполнена. При этом, обязанность по принятию конкретного решения об удовлетворении инициативы губернатора об удалении главы муниципального образования в отставку законом не предусмотрена. Принятие такого решения отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования, в данном случае решение суда о возложении обязанности на Совет народных депутатов городского поселения город Семилуки принять конкретное решение об удалении в отставку Ш. выходит за пределы полномочий судебной власти в Российской Федерации.
Считают, что решение суда является неисполнимым, поскольку в данном случае для исполнения обжалуемого решения суда требуется, чтобы за удаление в отставку Ш. проголосовало не менее 10 конкретных депутатов, однако административный ответчик не имеет права принуждать депутата к голосованию, а также каким-либо иным образом вмешиваться в самостоятельное осуществление им своих полномочий.
Прокуратурой Воронежской области, губернатором Воронежской области на кассационные жалобы поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судебными инстанциями.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) осуществляющее свои полномочия на постоянной основе выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям части 4 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрена обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (части 1, 4 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (часть 4.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу положений пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона от N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий главы городского поселения - город Семилуки продублированы и закреплены в пункте 2 статьи 66 Устава городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.
В части 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от N 131-ФЗ одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Федеральный закон N 273-ФЗ устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в соответствии с распоряжением губернатора Воронежской области от N 35-рг Управлением в отношении главы городского поселения - город Семилуки, председателя Совета народных депутатов Ш. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных соответствии с Законом Воронежской области от 2 июня 2017 года N 45-ОЗ за 2020 год, а также соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в течение 2020-2021 годов.Основанием для проведения проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о проверке явилась информация, представленная руководителем Управления в служебной записке.
На основании распоряжения губернатора Воронежской области от 5 августа 2021 года N 43-рг проверка была продлена.
По результатам проведенной Управлением проверки установлено, что в разделе 4 "Сведения о счетах в банке и иных кредитных организациях" своей справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Ш. не указал 1 счет, открытый в АО "Россельхозбанк" - N от 30 августа 2012 года, депозитный (рубль), движение денежных средств по счету в 2020 году не осуществлялось.
Кроме того, Ш, являясь главой городского поселения - город Семилуки, председателем Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, и, соответственно, лицом, обязанным принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, совершал действия находясь в ситуации конфликта интересов, не подавая уведомление о возможной личной заинтересованности.
Ш. назначен руководителем муниципального казенного предприятия "Городское благоустройство" в январе 2019 года. Единоличным учредителем Муниципального казенного предприятия является администрация городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, контракт по трудоустройству с руководителем муниципального казенного предприятия заключает глава администрации.
В 2020 году на должность главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области решением совета народных депутатов от 5 октября 2020 года N 4 из числа депутатов избран Ш, который одновременно замещает должность председателя Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.
Ш. как глава городского поселения является работодателем для главы администрации, а глава администрации является работодателем для Ш. как руководителя муниципального казенного предприятия, который является одновременно и главой городского поселения, в результате возникает ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им полномочий.
Проверкой установлено, что во время одновременного исполнения обязанностей руководителя муниципального казенного предприятия и главы городского поселения Ш. участвовал в голосовании и подписывал ряд решений Совета народных депутатов, касающихся деятельности муниципального казенного предприятия и главы администрации.
Так, главой городского поселения Ш. подписано решение от 29 января 2021 года N 26 "Об отчете главы администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2020 год", где работа была признана неудовлетворительной, также Ш. принимал участие в голосовании по данному вопросу. 10 декабря 2020 года главой городского поселения Ш. подписано распоряжение N 7-л "О выплате премии главе администрации городского поселения - город Семилуки Ж.".
Глава городского поселения Ш. участвовал в голосовании и подписывал решение Совета народных депутатов от 3 марта 2021 года N 31 "Об утверждении тарифа на услуги, оказываемые муниципальным казенным предприятием городского поселения - город Семилуки "Городское благоустройство"", одновременно являясь руководителем предприятия.
Главой городского поселения Ш. было вынесено решение от 14 апреля 2021 года N 37 "О досрочном прекращении контракта и полномочий главы
администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области".
Глава администрации Ж. подписал распоряжение от 7 декабря 2020 года N 19-рл "О премировании директора МКП "Городское благоустройство" Ш.".
Согласно ответу Совета народных депутатов от 13 августа 2021 года N 252 Ш. в Комиссию по соблюдению требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов уведомление о возможной личной заинтересованности не подавал.
Решением Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки от 5 октября 2020 года N 4 депутат Ш. избран главой городского поселения - город Семилуки - председателем Совета народных депутатов. Ранее на основании распоряжения администрации городского поселения - город Семилуки с 17 декабря 2018 года Ш. назначен на должность директора Муниципального казенного предприятия "Городское Благоустройство", которое согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ является унитарным.
Совмещение Ш. должностей директора Муниципального казенного предприятия "Городское Благоустройство" и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов противоречит названным нормам законодательства.
29 января 2021 года на очередном Совете народных депутатов заслушивался отчет главы администрации городского поселения - город Семилуки Ж. перед депутатами о результатах своей деятельности и деятельности администрации.
По результатам отчета Советом народных депутатов на голосование был вынесен вопрос о признании работы главы администрации городского поселения - город Семилуки Ж. удовлетворительной/неудовлетворительной. Ш. участвовал в названном голосовании наряду с другими депутатами, при том, что Ж. является для него представителем работодателя.
Аналогичная ситуация сложилась при голосовании на четвертом заседании Совета народных депутатов 25 декабря 2020 года, на котором был принят бюджет городского поселения - город Семилуки на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, содержащий в своей структуре разделы, касающиеся финансирования муниципального казенного предприятия "Городское Благоустройство", в тот числе оплаты труда его сотрудников и руководителя.
12 марта 2021 года прокуратурой Семилукского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано, что совмещение Ш. должностей директора МКП "Городское благоустройство" и главы городского поселения город Семилуки - председателя Совета народных депутатов является незаконным, поскольку противоречит нормам законодательства.
Решением Совета народных депутатов от 22 апреля 2021 года N 44 представление прокуратуры было рассмотрено, в отношении Ш. была применена мера ответственности в виде предупреждения.
После внесения представления прокуратурой Ш. выявленное правонарушение не устранил, продолжал нарушать действующие законодательство и только 24 мая 2021 года подал заявление об увольнении с должности руководителя Муниципального казенного предприятия.
С учетом результатов проведенной Управлением проверки в адрес Совета народных депутатов губернатором Воронежской области 23 декабря 2021 года направлено обращение, а также проект решения об удалении главы городского поселения - город Семилуки Ш. в отставку по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
20 января 2022 года состоялось внеочередное 17 заседание Совета народных депутатов, на котором рассмотрены обращения губернатора Воронежской области в отношении Ш. - главы городского поселения - город Семилуки "Об удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш.", итоги голосования отражены в протоколе от 20 января 2021 года N 17.
20 января 2022 года в Совет народных депутатов поступило уведомление Ш. о том, что глава городского поселения - город Семилуки Ш. не будет принимать участия в голосовании по проекту решения Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки "Об удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш.".
На основании пункта 1.9 решения Совета народных депутатов от 19 марта 2020 года N 276 "Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности и применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Семилукского муниципального района Воронежской области, взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета народных депутатов. По результатам тайного голосования голоса распределились следующим образом: в отношении Ш. - главы городского поселения - город Семилуки: удалить в отставку главу городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш.: 1 - за, 11 - против, 1- воздержался.
Необходимого количества голосов для принятия решения Совета народных депутатов "Об удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш.." не набралось.
По результатам заседания Совета народных депутатов городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области в адрес административного истца направлен ответ от 26 января 2022 года N 16.
Таким образом, по результатам рассмотрения обращение губернатора Воронежской области решение об удалении в отставку главу городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш. не принято.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при наличии безусловных оснований для прекращения полномочий главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Ш. Совет народных депутатов своим протокольным решением исключил возможность наступления для Ш. предусмотренной законом ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами N 273-ФЗ и N 131-ФЗ, тем самым допустил бездействие, выраженное в неисполнении требований закона и решения Совета народных депутатов от 19 марта 2020 года N 276 "Об утверждении Порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности и применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Семилукского муниципального района Воронежской области, взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции".
Вместе с тем, признавая незаконным бездействие Совета народных депутатов и возлагая на него обязанность вынести решение о досрочном прекращении полномочий, удалении в отставку главы городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, председателя Совета народных депутатов Ш, судебные инстанции неверно истолковали приведенные положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Исходя из данных норм в системе действующего правового регулирования решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, допускается, в том числе в судебном порядке при наличии предусмотренных законом оснований.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
Поскольку при рассмотрении дела был неправильно истолкован материальный закон и суды вторглись в компетенцию представительного органа муниципального образования, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое судебное рассмотрение, при котором следует уточнить существо заявленного губернатором Воронежской области требования и с учетом фактических обстоятельств дела проверить наличие предусмотренных законом оснований для его удовлетворения.
Поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для прекращения полномочий депутата подлежат проверке при новом рассмотрении дела, судебная коллегия не предрешает указанные вопросы в кассационном определении.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 августа 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Семилукский районный суд Воронежской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.