Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федоринина К В на решение Рузского районного суда Московской области от 25 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Рузского городского прокурора Московской области к Федоринину К В о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рузский городской прокурор Московской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил прекратить действие права Федоринина К.В. на управление транспортными средствами, ссылаясь на то, что административный ответчик состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ "Рузская областная больница" с синдромом зависимости в результате употребления опиоидов, что является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.
Решением Рузского районного суда Московской области от 25 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 августа 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 27 октября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2022 года, Федоринин К.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности. Считает, что судами необоснованно сделан вывод о прекращении права управления транспортными средствами на период нахождения на учете у врача-нарколога. С диспансерного наблюдения он снят 12 августа 2004 года, диспансерное наблюдение после 1 июля 2008 года не обосновано.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", исходил из установления факта наличия у административного ответчика заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний для допуска к управлению транспортными средствами, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами и нарушающего принцип обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц, отсутствия доказательств снятия с учета в связи со стойкой ремиссией.
С указанными выводами судов следует согласиться.
Как следует из положений абзаца 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2014 года N 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения, осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).
Согласно пункту 12 упомянутого выше Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, при наличии у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F10- F19) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года (подп. 2).
Судами установлено и из материалов дела следует, что 17 сентября 2014 года РЭП ГИБДД Рузского ОВД Федоринину К.В. выдано водительское удостоверение серии N, на право управления транспортными средствами категории "В", "В1", "С", "С1" сроком действия до 17 сентября 2024 года.
Федоринин К.В. с 1999 года поставлен на учет (диспансерное наблюдение) в ГБУЗ "Рузская областная больница" с синдромом "данные изъяты", 12 августа 2004 года снят с учета в связи с ремиссией. Повторно взят на учет 8 октября 2007 года на основании выписки из МОПБ N 4, где проходил лечение с 13 августа 2007 года по 23 августа 2007 года с диагнозом "данные изъяты". Госпитализировался в вышеназванную больницу 24 декабря 2007 года - 9 января 2008 года, 20 июня 2008 года - 1 июля 2008 года, и 1 раз (со слов Федоринина К.В.) в лечебное учреждение г. Москвы в 2007 году. 13 августа 2008 года Федоринин К.В. осужден по части 3 статьи 30, части 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы. 15 августа 2008 года доставлен из изолятора временного содержания. До марта 2021 года наркологический кабинет не посещал. В марте 2021 года поставлен на диспансерное наблюдение, режим наблюдения (регулярность посещения) не соблюдает. 20 августа 2021 года снят с диспансерного наблюдения в связи с отказом от добровольного наблюдения.
Суды нижестоящих инстанций, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства с учетом установленных обстоятельств дела, пришли к выводу о наличии оснований для прекращения действия у Федоринина К.В. права управления транспортными средствами, поскольку доказательств снятия последнего с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, не имеется.
Имеющиеся в деле и исследованные судами доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, что в силу статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" влечет прекращение права на управление транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Соглашаясь с данной позицией, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции также учитывает, что установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Доводы жалобы о нарушении судами принципа состязательности сторон в связи с отказом в приобщении документов (медицинской справки ООО "Авиценна" и характеристики по месту работы) не могут быть приняты во внимание как несостоятельные, поскольку отклонение судом ходатайства с приведением мотивов и оснований не свидетельствует о нарушении принципа состязательности сторон в процессе.
Помимо этого, указанные документы правового значения по делу не имеют, так как сам факт нахождения административного ответчика на учете у врача-нарколога и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им в обжалуемых судебных решениях дана надлежащая оценка, с которой оснований не согласиться не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рузского районного суда Московской области от 25 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федоринина К В - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.