Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ф. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам Энгельсского муниципального района Саратовской области об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Ф. П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Ф. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам от 18 марта 2022 года N-р об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка; обязать администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) предпринять действия по предоставлению в собственность земельного участка.
В обоснование административного иска указала, что ей на праве собственности принадлежат сооружения - 20 иловых площадок, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 64:50:021508:200. Оспариваемым решением ей отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, занятого иловыми площадками, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде права не допускается: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам или иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С таким решением она не согласна, поскольку обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов; расположенные на указанном земельном участке иловые площадки не относятся к виду сооружений, которые могут размещаться на земельном участке на основании сервитута либо без предоставления земельного участка.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 мая 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 сентября 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 ноября 2022 года, Ф. просит отменить апелляционное определение, оставить решение суда без изменения. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на своем исключительном праве на приобретение земельного участка под принадлежащими ей иловыми площадками; утверждает, что последние не являются частью линейного объекта (канализационных сетей).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.20 пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю; в решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
Согласно пункту 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 названного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Соответствующий перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 и предусматривает в качестве вида таких объектов подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1 Перечня); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3 Перечня).
Как установлено при рассмотрении административного дела, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 21 апреля 2016 года Ф. приобрела в собственность 20 иловых площадок, расположенных по адресу: "адрес". Право собственности Ф. зарегистрировано в установленном порядке.
Постановлением Администрации от 1 декабря 2021 года N предварительно согласовано предоставление Ф. земельного участка площадью 20120 квадратных метров, расположенного по указанному адресу, с условием проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Возложенную постановлением обязанность Ф. исполнила, образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 64:38:040404:517, сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам Администрации от 18 марта 2022 года N-р Ф. отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде права не допускается: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам или иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, исходил из того, что право собственности на сооружения зарегистрировано за Ф, иным лицам, кроме обладателя права собственности на сооружения, данный земельный участок не может быть предоставлен в собственность без проведения торгов.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции сослался на ответ муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" от 1 сентября 2022 года и указал, что иловые площадки являются неотъемлемой частью технологического процесса очистки и обеззараживания сточных вод на канализационных очистных сооружениях; очистные сооружения являются неотъемлемой частью канализационной системы. При этом канализационная система является линейным сооружением, соответственно иловые площадки являются наземными сооружениями, технологически необходимыми для использования подземных линейных сооружений, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
В этой связи суд отметил, что сооружения (20 иловых площадок) относятся к объектам, для размещения которых не требуется предоставление самостоятельного земельного участка; иного административным истцом не доказано.
Судебная коллегия находит вводы суда апелляционной инстанции сделанными без установления значимых для правильного разрешения дела обстоятельств и без соблюдения правил доказывания и оценки доказательств, установленных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вывод суда о том, что сооружения (20 иловых площадок) относятся к объектам, для размещения которых не требуется предоставление самостоятельного земельного участка, основан на общих данных об организации канализационных сетей и ответе муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" от 1 сентября 2022 года, касающегося иловых площадок, закрепленных за этим предприятием на праве хозяйственного ведения.
Между тем, суд апелляционной инстанции никак не мотивировал вывод о том, что конкретные 20 иловых площадок, приобретенные Ф, являются неотъемлемой частью технологического процесса очистки и обеззараживания сточных вод на канализационных очистных сооружениях.
Из материалов дела не следует и судом апелляционной инстанции не установлено, что названные иловые площадки приобретены Ф. не в качестве самостоятельных объектов, а в составе канализационной системы, либо используются или необходимы для использования в технологическом процессе очистки и обеззараживания сточных вод на канализационных очистных сооружениях.
Ссылки на ответ муниципального унитарного предприятия "Энгельс-Водоканал" от 1 сентября 2022 года приведены без учета письма названного предприятия от 8 сентября 2022 года (л.д. 160) о том, что этот ответ дан относительно иловых площадок, закрепленных за этим предприятием на праве хозяйственного ведения.
Вопреки требованиям частей 1, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции не дал оценки относимости названного ответа от 1 сентября 2022 года, не касающегося находящихся в собственности Ф. иловых площадок; не оценил его во взаимосвязи и совокупности с уточняющим письмом от 8 сентября 2022 года, чем нарушил требования о всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Таким образом, выводы суда о том, что 20 иловых площадок являются частью линейного объекта, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку обстоятельства, касающиеся конкретных сооружений (иловых площадок), принадлежащих Ф, судом не выяснялись.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела нарушения процессуального закона являются существенными, способными привести к принятию неправильного решения, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 8 сентября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Саратовский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.