Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2008 г. N А66-157/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2010 г. N Ф07-9364/2008 по делу N А66-157/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии Грибовой Е.М. и представителя Комитета по управлению имуществом Тверской области Смялковского П.Е. (доверенность от 23.09.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А66-157/2008 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Бочкарева И.Н.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Грибова Елена Михайловна обратилась в Арбитражный суд Тверской области к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) и администрации Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии при администрации Тверской области по согласованию актов о выборе земельных участков для строительства и реализации проектов (далее - Комиссия по согласованию актов о выборе земельных участков) от 18.07.2007 об отказе в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для проектирования и строительства магазина на пересечении ул. И. Касьянова и Георгиевской в Пролетарском районе в кадастровом квартале 69:40:0300161.
В процессе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленного требования и попросил суд признать недействительным решение Комитета, изложенное в письме от 30.10.2007 N 7674-09 и подтвержденное в письме от 14.02.2008 N 1771-09, об отказе в принятии решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства магазина и утверждении акта о выборе земельного участка на пересечении улиц И. Касьянова и Георгиевской в Пролетарском районе города Твери в кадастровом квартале 69:40:0300161.
Решением от 03.04.2008 заявленное требование удовлетворено: оспариваемый отказ признан недействительным, суд обязал Комитет принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина по указанному адресу.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 решение от 03.04.2008 отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено апелляционным судом по правилам, установленным названным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При рассмотрении дела в апелляционной инстанции Грибова Е.М. повторно уточнила заявленное требование и попросила признать незаконным отказ Комитета в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина и утверждении акта о выборе земельного участка на пересечении улиц И. Касьянова и Георгиевской в Пролетарском районе города Твери в кадастровом квартале 69:40:0300161.
Постановлением апелляционного суда от 11.09.2008 оспариваемый отказ Комитета признан не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и незаконным. Апелляционный суд обязал Комитет принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина по упомянутому адресу.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление от 11.09.2008 и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, заявление подано с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении этого заявления; апелляционный суд не учел, что в нарушение предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедур в отношении испрашиваемого земельного участка не завершены работы по выбору земельного участка, поскольку акт о выборе не согласован заместителем главы города Твери Голодным А.Ю. и к акту не приложен утвержденный органом местного самоуправления проект границ испрашиваемого участка. Комитет также ссылается на то, что в материалах дела имеются обращения граждан, свидетельствующие об отрицательном отношении населения к предоставлению земельного участка под строительство магазина.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а Грибова Е.М. просила оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Администрация Тверской области извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным постановлением главы администрации города Твери от 11.04.2006 N 1390 Порядком подачи, приема и прохождения документов и взаимодействия структурных подразделений администрации города при предоставлении земельных участков для строительства (далее - Порядок N 1390) Комиссия по инвестициям, земельным отношениям и размещению производительных сил (далее - Комиссия по инвестициям) приняла решение предоставить индивидуальному предпринимателю Грибовой Е.М. земельный участок под проектирование магазина по ул. Касьянова -Георгиевской в Пролетарском районе (письмо заместителя главы администрации города Твери от 26.06.2006 N 01/1393-и).
Акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства магазина составлен 30.06.2006.
Пунктом 4.1.6 Порядка N 1390 предусмотрено, что срок согласования акта выбора земельного участка составляет 6 месяцев.
С 01.07.2006 вступил в действие Закон Тверской области от 22.06.2006 N 66-30 "О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками в городе Твери, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на администрацию Тверской области. На основании и во исполнение данного Закона администрация Тверской области постановлением от 23.08.2006 N 213-па утвердила Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь" (далее - Порядок N 213-па).
Поскольку установленный Порядком N 1390 шестимесячный срок согласования акта выбора земельного участка истекал, Грибова Е.М. на основании Порядка N 213-па обратилась в Комитет с заявлением от 21.12.2006 об утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка.
В письме от 30.10.2007 N 7674-09 Комитет сообщил предпринимателю, что на заседании Комиссии по согласованию актов о выборе земельных участков от 18.07.2007 принято решение отказать в утверждении акта выбора и обследования площадки для проектирования и строительства магазина на указанном выше участке.
В дополнение к письму от 30.10.2007 N 7674-09 Комитет также направил письмо от 14.02.2008 N 1771-09, в котором сообщил предпринимателю о своем отказе в размещении магазина на данном земельном участке на основании решения названной комиссии от 18.07.2007. В этом письме Комитет пояснил, что отказ в утверждении акта о выборе земельного участка обусловлен нарушением процедуры, установленной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, в представленных предпринимателем документах отсутствуют сведения об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, отсутствует утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка, а, кроме того, в Комитет представлены отрицательные отзывы населения в отношении размещения объекта.
Копии решения комиссии от 18.07.2007 и решения Комитета об отказе в размещении объекта, а также сведения о составе и порядке деятельности названной комиссии получены предпринимателем по запросу.
Считая отказ Комитета в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не соответствующим земельному законодательству и нарушающим ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Грибова Е.М. обратилась в суд с требованием о признании такого решения незаконным.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доводам участвующих в деле лиц и пришел к верному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления Грибовой Е.М.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или. муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В последующем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
С приведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации согласуется процедура подачи, рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства, установленная Порядком N 213-па, действующим на территории городского округа "Город Тверь".
Как усматривается из материалов настоящего дела, решение предоставить индивидуальному предпринимателю Грибовой Е.М. земельный участок под проектирование магазина на ул. И. Касьянова и ул. Георгиевской с оформлением акта выбора площадки было принято Комиссией по инвестициям в соответствии с предоставленными ей полномочиями согласно приложению N 1 к постановлению главы администрации города Твери от 11.04.2006 N 1390. Акт выбора земельного участка составлен 30.06.2006 и согласован со всеми необходимыми службами.
Согласно материалам дела по заданию Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) от 21.02.2007 и на основании заказа Грибовой Е.М. общество с ограниченной ответственностью "Базис" в установленном порядке и на основании приложенных к заданию Департамента схем изготовило проект границ названного земельного участка. Апелляционным судом установлено, что данный проект границ не передан в Департамент по не зависящим от предпринимателя причинам (т. 1, л.д. 69).
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ к акту выбора должны быть приложены утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Такие схемы Департамент направлял обществу с ограниченной ответственностью "Базис" для изготовления проекта границ испрашиваемого Грибовой Е.М. земельного участка. При таком положении несостоятелен довод Комитета об отсутствии возможности исполнить обжалуемый судебный акт и утвердить акт выбора этого участка ввиду отсутствия проекта границ названного участка.
Выбор земельного участка для строительства магазина произведен с соблюдением требований пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса об информировании населения органами местного самоуправления о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии периодических изданий "Город" и "Вече Твери". В материалы дела представлена копия протокола общественного обсуждения предполагаемого строительства с положительным мнением жителей квартала по поводу строительства магазина по ул. И. Касьянова и Георгиевской (т.1, л.д. 71-72). Довод Комитета о поступлении отрицательных отзывов нескольких лиц в отношении размещения объекта не может служить предусмотренным земельным законодательством основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. К тому же Комитет представил в материалы дела только письмо предпринимателя Черной В.В., возражающего против строительства магазина, поскольку на испрашиваемом земельном участке находятся три принадлежащих ему киоска и в 2002 году ему было отказано в предоставлении участка под строительство (т.1, л.д. 60, 61).
Несостоятелен довод Комитета о невозможности утвердить акт о выборе земельного участка ввиду того, что он не подписан заместителем главы администрации города Твери Голодным А.Ю. Согласно представленному в материалы дела распоряжению администрации Тверской области от 16.11.2006 N 518-ра "Об утверждении состава Комиссии по согласованию актов о выборе земельных участков для строительства и реализации проектов" названное лицо не входит в состав указанной комиссии (т.1, л.д. 29-32). К тому же на отсутствие подписи данного должностного лица Комитет не ссылался, отказывая Грибовой Е.М. в предварительном согласовании места размещения объекта в письмах от 30.10.2007 и от 14.02.2008.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал отказ Комитета в принятии решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства магазина противоречащим положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы Грибовой Е.М., которая в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, получила необходимые согласования, затратила денежные средства на проведение требуемых экспертиз, изготовление проекта границ.
Ссылка Комитета на пропуск Грибовой Е.М. установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для оспаривания действий Комитета не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции.
Грибова Е.М., заявление которой поступило в арбитражный суд 17.01.2008, обжалует отказ Комитета, выраженный в письмах от 30.10.2007 и 14.02.2008. При этом в письме от 30.10.2007 Комитет сослался на решение Комиссии по согласованию актов о выборе земельных участков отказать Грибовой Е.М. в утверждении акта о выборе земельного участка для строительства магазина, а в письме от 14.02.2008 Комитет указал иные причины отказа. При таком положении отсутствуют основания считать, что Грибова Е.М., первоначально оспаривавшая решение названной Комиссии, находящейся в ведении администрации Тверской области, и уточнившая свои требования в судебном заседании от 22.02.2008, пропустила установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования действий государственных органов.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 288 Арбитражного процессуальной кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, постановление от 11.09.2008 следует оставить в силе а в удовлетворении кассационной жалобы отказать
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения постановления апелляционного суда от 11 09 2008.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
постановил:
Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения. Приостановление исполнения постановления от 11.09.2008 отменить.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2008 г. N А66-157/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника