Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного административного округа г. Курска в интересах Павловой Н. Г. к администрации г. Курска об обеспечении жилым помещением, по кассационным жалобам администрации г. Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 августа 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А, объяснения представителя заявителей Васильевой Н.В, поддержавшей доводы жалоб, объяснения прокурора Дедова С.Б, полагавшего, что оснований доя отмены судебных постановлений не имеется,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного административного округа г. Курска обратился в суд с иском в интересах Павловой Н.Г. к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о возложении обязанности предоставить Павловой Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курса не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей".
В обоснование указал, что прокуратурой по обращению Павловой Н.Г. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в части обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в результате которой было установлен, факт невозможности проживания Павловой Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: "адрес", в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения. Павлова Н.Г, включенная в сводный список детей-сирот, подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением, до настоящего времени жильем не обеспечена.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ответчика Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на администрацию г. Курска.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 августа 2022 г, исковые требования прокурора Железнодорожного административного округа г. Курса удовлетворены. На администрацию г. Курска возложена обязанность предоставить Павловой Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ г.р, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска за счет субвенций, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества г. Курска и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
В кассационной жалобе администрация г. Курска просит отменить состоявшиеся судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе третьим лицом Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 августа 2022 г.
В возражениях на кассационную жалобу третье лицо Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Курской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Павлова Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Курчатовского района Курской области от 23 апреля 2013 г. N над Павловой Н.Г. "данные изъяты"
Согласно сообщениям администрации Курчатовского района Курской области от 18 декабря 2018 г, администрации Железнодорожного округа г. Курса от 19 декабря 2018 г. на территории "адрес" за Павловой Н.Г. жилье не закреплялось.
Павлова Н.Г. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Согласно выписке из приказа Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области N от 11 декабря 2017 г, установлен факт невозможности проживания Павловой Н.Г. в жилом помещение по адресу: "адрес", в связи с тем, что площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы, установленной решением Курской городского собрания от 4 мая 205 г. N
19 декабря 2018 г. Павлова Н.Г. обратилась в Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области об обеспечении ее жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.
Из содержания сообщения Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от 21 октября 2021 г. N следует, что Павлова Н.Г. включена в сводный список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и будет обеспечена жилым помещением после приобретения необходимого количества жилых помещений на территории г. Курска.
До настоящего времени Павлова Н.Г. жилым помещением, предоставленным по договору найма специализированного жилого помещения, не обеспечена, в собственности жилых помещений не имеет.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями статьи 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Курской области от 28 декабря 2007 г. N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", Закона Курской области от 20 августа 2021 г. N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что Павлова Н.Г. относится к категории лиц, указанных в статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений, при этом в собственности жилых помещений не имеет.
Судом первой инстанции учтено, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы правовых актов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения соответствующей категории граждан.
Кроме того, судом первой инстанции отмечено, что с 1 января 2022 г. Законом Курской области от 20 августа 2021 г. N 77-ЗКО органы местного самоуправления Курской области наделены полномочиями на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договора найма специализированных жилых помещений, в связи с чем именно на администрации г. Курска лежит обязанность по обеспечению жильем Павлову Н.Г.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что предоставление истцу жилья по решению суда нарушит права и законные интересы других лиц этой же категории, включенных в список, право которых возникло ранее, как противоречащие нормам материального права.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска о том, что Павлова Н.Г. значится в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечением жильем под N, вынесенные судебные акты ограничивают реализацию прав детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло в более ранее сроки, чем у истца, судебной коллегией отклоняются как не соответствующие вышеприведенным требованиям закона.
Несогласие с оценкой, данной судом доводам сторон и представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 1 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.