Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы вебконференц-связи VideoMost 19 декабря 2022 года гражданское дело по иску Шрамова Александра Анатольевича к Главному Управлению Федеральной службы исполнительного наказания России по Нижегородской области о признании незаконным отказа комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе Шрамова Александра Анатольевича
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 января 2022 года по гражданскому делу N 2-236/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 2022 года по гражданскому делу N 33-6985/2022
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Главного Управления Федеральной службы исполнительного наказания России по Нижегородской области Сафатовой К.Б, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Шрамов А.А. обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной службы исполнительного наказания России по Нижегородской области (далее по тексту - ГУ ФСИН России по Нижегородской области) о признании незаконным отказа комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 12 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 2022 года, Шрамову А.А. отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В поданной кассационной жалобе Шрамов А.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на незаконность отказа в выплате единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, поскольку его обращение в комиссию по постановке на учет имело место в период службы.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Судом установлено, Шрамов А.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности инспектора отдела охраны ФКУ ИК-17 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в звании капитана внутренней службы.
Приказом ГУ ФСИН России по Нижегородской области от 23 мая 2017 года N315-лс Шрамов А.А. уволен 26 мая 2017 года по пункту "б" части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста). Выслуга лет истца по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составила 25 лет 8 месяцев 1 день, в льготном исчислении 41 год 2 месяца 21 день.
Как следует из материалов дела, 4 февраля 2021 года Шрамовым А.А. поданы в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области заявление (рапорт), (порядковый номер в книге учета заявлений (рапортов) "381) и документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369, для решения вопроса о постановке (отказе в постановке) его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии, оформленной протоколом от 30.04.2021 N5 Шрамову А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьями 4, 6 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ, по тем основаниям, что Шрамов А.А. приказом ГУ ФСИН России по Нижегородской области от 23 мая 2017 года уволен с 26 мая 2017 года и не принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходил службу.
Согласно указанному решению, в период прохождения службы Шрамовым А.А. подавались документы в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Комиссией принято решение об отказе в постановке на учет сотрудника, которое было обжаловано Шрамовым А.А. в суд, которым отказано в удовлетворении требований истца.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления ЕСВ в силу части 6 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Шрамовым А.А. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что оснований для признания незаконным решения комиссии, признании права на получение ЕСВ за истцом у судов не имелось, поскольку рапорт и документы о постановке на учет на получение ЕСВ были поданы истцом в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области, как сотрудником, уволенным со службы с правом на пенсию.
Суды верно исходили из того, что доказательств того, что истец в период прохождения службы был поставлен на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ или был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в материалы дела не представлено.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Шрамовым А.А. в жалобе доводы о наличии права на получение социальной выплаты, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на подачу в период службы заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за сотрудниками, вышедшими на пенсию, которые были приняты на учет нуждающихся, к которым Шрамов А.А. не относится.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 12 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июня 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Шрамова Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.