Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2008 г. N А52-603/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Абакумовой И.Д., Корпусовой О.А.,
при участии индивидуального предпринимателя Васильева А.В. (паспорт серия 58 01 N 267883 выдан 25.01.2002) и его представителя Саркисяна М.О. (доверенность от 14.02.2008),
рассмотрев 12.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.06.2008 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Мурахина Н.В.) по делу N А52-603/2008,
установил:
индивидуальный предприниматель Васильев А.В. обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 27.02.2008 N 14-04/782дсп в части:
предложения уплатить 315 489 руб. недоимки по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) за I - IV кварталы 2006 года, I - II кварталы 2007 года;
предложения уплатить 24 306 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 год;
предложения уплатить 18 957 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) за 2006 год;
предложения уплатить 137 023 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за II - III кварталы 2006 года, октябрь, декабрь 2006 года, I - II кварталы 2007 года;
начисления 24 758 руб. 11 коп. пеней за неуплату налогов;
начисления штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 9 908 руб. 30 коп.;
начисления штрафа предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ в размере 16 321 руб. 08 коп.
Решением суда от 09.06.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, заявленные предпринимателем Васильевым А.В. требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Васильев А.В. неправомерно применял при исчислении ЕНВД в отношении одного из объектов розничной торговли физический показатель "торговое место", так как из представленных Государственным предприятием "Псковское областное бюро технической инвентаризации" документов следует, что арендуемое предпринимателем помещение представляет собой торговый зал. Также Инспекция полагает, что осуществляемая предпринимателем реализация товаров за безналичный расчет не является деятельностью, облагаемой ЕНВД, а, следовательно, Васильеву А.В. обоснованно начислены налоги, подлежащие уплате при применении общей системы налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Васильев А.В. просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании предприниматель поддержал свои возражения на доводы жалобы налогового органа.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Васильевым А.В. налогового законодательства за 2004-2007 годы, по результатам которой составлен акт от 09.01.2008 N 14-04/001 дсп и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 27.02.2008 N 14-04/782дсп о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Указанным решением предпринимателю предложено уплатить недоимку по налогам, соответствующие пени и штрафы, а также - внести необходимые исправления в документы налогового учета.
Основанием для принятия названного решения послужило, в частности, неверное исчисление предпринимателем ЕНВД с применением физического показателя "торговое место", а также не исчисление им налогов по общей системе налогообложения в связи с осуществлением торговли по безналичному расчету, не подпадающей, по мнению налогового органа, под обложение ЕНВД.
Предприниматель Васильев А.В., считая решение Инспекции от 27.02.2008 N 14-04/782дсп частично недействительным, обжаловал его в арбитражный суд.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные предпринимателем требования, указав, в частности, на то, что предприниматель правомерно уплачивал ЕНВД в отношении осуществляемой им розничной торговли по адресу г. Псков, Октябрьский проспект, дом 54, торговый центр "Максимус" с применением физического показателя "торговое место".
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций в этой части соответствующими нормам материального права и основанными на материалах дела.
Из материалов дела видно, что предприниматель Васильев А.В. осуществлял в проверяемый период розничную торговлю, в том числе в арендованном помещении площадью 68, 8 кв. м, расположенном по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, дом 54 торговый центр "Максимус" на основании договоров субаренды с предпринимателем Лузиным Я.В. от 01.01.2005 (т.1, л.82-87), с предпринимателем Юртаевой Н.С. от 01.06.2006 (т.1 л.93-100). В течение 2006 года, а также I и II кварталов 2007 года предприниматель уплачивал ЕНВД по указанному торговому объекту с учетом физического показателя "торговое место".
По мнению налогового органа, данный торговый объект является магазином то есть объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал и' соответственно, в отношении него следует применять физический показатель "площадь торгового зала".
Судебные инстанции обоснованно признали выводы налогового органа в этой части ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, определенных в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ и подпунктам 6, 7 пункта 2 Постановления Псковской городской Думы от 31.10.2005 N 494 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квм и в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов а также объекты нестационарной торговой сети.
В силу пунктов 1 - 2 статьи 346.29 НК РФ объектом обложения данным налогом признается вмененный доход налогоплательщика, а базой для исчисления этого налога - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя' характеризующего данный вид деятельности.
Пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ установлены физические показатели характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются при исчислении ЕНВД При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети имеющие торговые залы, для исчисления ЕНВД используется физический показатель "площадь торгового зала", а при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети - "торговое место".
В статье 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21 07 2005 N 101-ФЗ) даны следующие основные понятия, используемые в главе 26.3 Кодекса:
- стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - это торговая сеть расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи и проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
При этом под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Торговым местом признается место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Понятие "площадь торгового зала" применяется в отношении части магазина, павильона (открытой площадки), занятой оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площади контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площади рабочих мест обслуживающего персонала, а также площади проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
В данном случае судебные инстанции на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов установили и материалами дела подтверждено, что арендуемое Васильевым А.В. помещение не соответствует понятию магазина либо его части, поскольку оно не имеет капитальных, стен, не обеспечено подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже, что не оспаривается налоговым органом.
Так согласно протоколу осмотра помещения от 11.10.2007 арендуемое предпринимателем помещение, используемое для осуществления розничной торговли, оборудованное контрольно-кассовым аппаратом и предназначенное для демонстрации товаров и обслуживания покупателей, состоит из стекла, стеновых панелей высотой 2, 5 м, а вход в помещение перекрывают жалюзи.
Таким образом, помещение представляет собой сборно-разборную конструкцию.
Из положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для целей обложения ЕНВД для отдельных видов деятельности необходимо учитывать признаки объекта розничной торговли, принадлежащего конкретному налогоплательщику. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться только такие объекты (имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику), с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В данном случае из материалов дела следует, что предприниматель по существу арендовал в спорных налоговых периодах лишь часть площади торгового зала торгового центра, представляющую собой торговое место. Доказательства того, что Васильев А.В. имел какие-либо имущественные права на магазин (торговый центр) как целостный объект организации торговли, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, налоговым органом не учитывается, что в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 15.11.2005 N 22-1-11/2097@ "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения" объекты стационарной торговой сети (в том числе арендованные), не соответствующие установленным главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации понятиям магазина и павильона, а также стационарные объекты организации розничной торговли, фактически используемые под магазины и павильоны, в которых правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Согласно статье 346.29 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через такие объекты стационарной торговой сети, исчисляет базу, облагаемую единым налогом на вмененный доход, с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место".
Таким образом, следует признать правильным вывод судебных инстанций о том, что у налогового органа не было законных оснований полагать, что предприниматель должен был применять при исчислении ЕНВД физический показатель "площадь торгового зала".
Кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и по эпизоду доначисления предпринимателю Васильеву А.В. налогов по общей системе налогообложения.
В ходе проверки налоговый орган установил, что предприниматель в 2006 -2007 годах производил продажу офисной мебели и оргтехники по заключенным государственным контрактам с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Псковской области, Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата", Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Псковской области.
По мнению Инспекции, реализация товаров по названным контрактам не относится к розничной торговле, в связи с чем она подлежит обложению НДС, а полученный доход - НДФЛ и ЕСН.
Удовлетворяя требования налогоплательщика в данной части, суды первой и апелляционной инстанций установили, что сделки по продаже товаров юридическим лицам по безналичному расчету оформлены в соответствии с правилами розничной купли-продажи.
Кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными на основании следующего.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ с 01.01.2006 под розничной торговлей для целей главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст): оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
При этом к розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки. Так, согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Из анализа содержания приведенных норм следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ). Однако в случае, если данные товары приобретаются указанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
С 01.01.2006 к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физические или юридические лица) реализуются эти товары.
Следует отметить, что при продаже товаров юридическим лицам по безналичному расчету целью их приобретения в любом случае будет являться обеспечение их деятельности в качестве организации. Поэтому основным критерием, отличающим оптовую торговлю от розничной, является использование юридическими лицами приобретенных товаров с целью их переработки и дальнейшей реализации в профессиональной (предпринимательской) деятельности для извлечения дохода. Кроме того, продажа товаров за безналичный расчет юридическим лицам будет относиться к розничной или оптовой торговле в зависимости от того, какими документами оформлены совершенные сделки.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 16.01.2006 N 03-11-05/9 в целях применения с 01.01.2006 главы 26.3 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) разъяснило, что "в случае осуществления отпуска товара по договорам поставки, а также если к оплате предъявляются соответствующие суммы НДС, составляются счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то осуществляемая предпринимательская деятельность по реализации товаров за безналичный расчет не может быть признана розничной торговлей для целей применения ЕНВД и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке".
В данном случае оплата товаров производилась покупателями на основании выставленных предпринимателем счетов, в которых НДС не выделялся. Приобретенные товары использовались юридическими лицами для собственных нужд при выполнении функций, возложенных на них органами государственной власти, а не для извлечения дохода.
Данные обстоятельства Инспекцией не оспариваются.
Доводы налогового органа, положенные в основу кассационной жалобы являлись предметом исследования арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, им дана правильная юридическая оценка, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.06.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А52-603/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2008 г. N А52-603/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника