Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N17", администрации города Орла о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N17" на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 июля 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А, объяснения представителя заявителя Сивцовой Л.Н, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя истца прокурора Вялковой Т.А, возражавшей против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N17" (далее ООО "ЖЭУ-N17") о понуждении к устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование требований, что в ходе прокурорской проверки установлено, что основным видом деятельности ООО "ЖЭУ - N17" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. На основании договоров управления многоквартирными домами ООО "ЖЭУ - N17" осуществляет управление 62 многоквартирными жилыми домами на территории "адрес", расположенными по адресам: "адрес" Управляющей организацией не организованы места (площадки) накопления, твердых коммунальных отходов (далее также ТКО), предназначенные для накопления крупногабаритных отходов (далее также КГО), образующихся от жилых помещениях указанных многоквартирных домов, емкости (бункеры) для сбора крупногабаритных отходов по адресам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ-N17", не установлены. Недостаточность мест накопления твердых коммунальных отходов в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для накопления КГО, образуемых от находящихся под управлением ответчика многоквартирных домов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения в результате вынужденной необходимости граждан складировать крупногабаритные отходы в непредназначенных для этого местах, создавая при этом несанкционированные свалки, создает реальную угрозу экологической безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам.
Просил обязать ООО "ЖЭУ-N17" организовать в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, в соответствии с требованиями пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г..N 1156, пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла в качестве соответчика привлечена администрация города Орла.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 19 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 июля 2022 г, исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ООО "Жилищное эксплуатационное управление - N17" обязанность организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В иске к администрации города Орла отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ-N17" ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение объема и состава доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что ООО "ЖЭУ-N17" является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: "адрес"
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 г. N 170, Положением о комиссии по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории "адрес", утвержденным Постановлением администрации города Орла от 25 февраля 2021 г. N, установив, что управляющей организацией ООО "ЖЭУ-N17" не организованы места накопления ТКО, предназначенные для накопления КГО, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся в их управлении, пришел к выводу о понуждении ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением. При этом, суд исходил из обязанности ответчика ООО "ЖЭУ-N17", как управляющей организации, по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в их управлении.
Доводы ответчика ООО "ЖЭУ-N17" о том, что законом эта обязанность возложена на органы местного самоуправления, каковым в настоящем деле является администрация г. Орла, судом отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка ответчика на невозможность размещения контейнерных площадок для сбора КГО в границах земельных участков многоквартирных домов в силу недостаточности размеров участков для соблюдения нормативов по расстоянию от площадок до жилых домов, установленных СанПиН, судом признана несостоятельной, поскольку выбор способа исполнения возложенной на ответчика обязанности по обеспечению мест накопления КГО принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Орла, судебной коллегией областного суда не приняты во внимание по тем основаниям, что пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, а также пунктом 13.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий муниципального образования "город Орел" предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В данном случае, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, такая обязанность возложена на управляющую компанию, поскольку организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома; общество как управляющая организация в силу договора управления многоквартирным домом обязана надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления ТКО для обслуживания МКД.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ -17", лежит на обществе, что исключает наличие такой обязанности у администрации г. Орла.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы жалобы ответчика о том, что на земельных участках невозможно разместить площадку для сбора твердых коммунальных отходов с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
С учетом вышеуказанных норм права судом первой и апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Доводы жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлена возможность отступления от минимальных и максимальных норм удаленности площадок для сбора КГО от иных объектов, обоснованными признать нельзя.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3, установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Таким образом, с учетом приведенных положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N17" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.