Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Феофиловой Л.В, Степанова П.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года по административному делу N 3а-120/2021 по административному исковому заявлению ООО "Бизнес-Д" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае".
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А, объяснения представителя ООО "Бизнес-Д" Рожневой Е.А. и представителя Правительства Пермского края Ивлева С.В, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (Документ планирования).
Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам" на измененный вид регулярных перевозок " по регулируемым тарифам", в том числе в отношении межмуниципального маршрута N 104 сообщением "г.Пермь-Гамово", вступающее в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 г. 634-п "О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 г. N 1020-п" внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, в строке 6, которая изложена в следующей редакции : "01 декабря 2020 года".
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" обратилось
в суд с административным заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим Приложения 1 к Документу планирования (в редакции постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года N 634-п, в части, установления даты изменения вида регулярных перевозок - 01 декабря 2020 года, в отношении строки 6 маршрута регулярных перевозок N 104 " г. Пермь - с. Гамово".
В обоснование заявленного административного заявления указано, что оспариваемая норма нормативного акта противоречит положениям закона, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 12 и 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 220-ФЗ). Решение об изменении вида регулярных перевозок, принятое в Документе планирования, не могло вступить в силу ранее даты окончания свидетельства об осуществлении перевозок, а именно ранее 09 февраля 2022 г, тогда как в Документе планирования дата вступления в силу этого решения определена - 01 декабря 2020 г.
Решением Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда судом общей юрисдикции от 19 января 2022 года, требования административного истца удовлетворены: признана недействующей со дня принятия строка 6 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 г. N 1020-п, в редакции постановления от 02 сентября 2020 г. N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - "01 декабря 2020 года".
В поданной 26 мая 2022 года кассационной жалобе, Правительство Пермского края, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств административного дела, неправильное применение норм процессуального и норм материального права, просит отменить судебные акты, оставить без удовлетворения требования административного истца.
Указывает, что требования к изменению вида перевозок, установленные статьей 18 Федерального Закона N220-ФЗ, реализуются с учетом общего принципа действия закона на будущее, в частности относительно установления минимального срока уведомления перевозчика об изменении вида перевозок продолжительностью 180 дней.
ООО "БИЗНЕС-Д" представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого характера нарушения норм материального и процессуального права.
Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пределах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Согласно материалам административного дела, административный истец ООО "Бизнес-Д" осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N104 "г.Пермь-с.Гамово" по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серия 000001 N000111, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 09 февраля 2017 года по 09 февраля 2022 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.
Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулируемых перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок " по нерегулируемым тарифам" на измененный вид регулярных перевозок "по регулируемым тарифам", в том числе в отношении межмуниципального маршрута N104 сообщения "г.Пермь-с.Гамово", вступившее в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года N 634-п "О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п" внесены изменения в Приложение 1 к Документу планирования в части, установления даты изменения вида регулярных перевозок - 01 декабря 2020 года.
Распоряжением Министерства транспорта Пермского края от 1 декабря 2020 года N744-01-03-163 прекращено действие свидетельства, выданного ООО "Бизнес-Д" сроком до 09 февраля 2022 года в целях осуществления регулярных перевозок серии 000001 N000111, с 1 декабря 2020 года, после чего прекращается действие карты маршрута регулярных перевозок, выданной для транспортного средства на маршруте.
25 марта 2021 года вынесено постановление Правительства Пермского края N 176-п "О признании утратившим силу постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года N 634-п "О внесении изменения в Приложение 1 к Документу планирования, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п".
В ходе рассмотрения судами настоящего административного заявления установлено, что вопрос о досрочном изменении маршрута в связи с изменением вида регулярных перевозок с нерегулируемого на регулируемый тариф с перевозчиком ООО "Бизнес-д" не был согласован, такое согласие от перевозчика не представлено, при этом срок действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту N 104, обслуживаемого административным истцом, не истек.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, муниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок -законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения, предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 данного федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 названного федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах, в том числе сведений о виде регулярных перевозок, поименованном в пункте 8 данной нормы статьи 26 Закона. Следовательно, установление либо изменение вида регулярных перевозок является установлением, либо изменением маршрута.
Из анализа правовой нормы части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства, решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления принимается не позднее чем за 180 дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Статьей 18 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено Документом планирования регулярных перевозок (часть 1); уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2); сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в Документе планирования регулярных перевозок с ООО "Бизнес-д" установлен срок изменения вида регулярных перевозок с нерегулируемого на регулируемый тариф - 01 декабря 2020 года, ранее даты окончания свидетельства - 09 февраля 2022 года.
Учитывая, что административным ответчиком меньшие сроки изменения вида регулярных перевозок не были согласованы с перевозчиком ООО "Бизнес-д", то решение об изменении вида регулярных перевозок могло вступить не ранее окончания срока свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту N 104, обслуживаемого административным истцом.
Удовлетворяя административное заявление в указанной части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась административная коллегия Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, указал, что решение об изменении маршрута, в том числе в части вида регулярных перевозок, как части сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, включенного в реестр, без согласия перевозчика на основании части 3 статьи 12 названного Федерального закона вступает в силу исключительно по окончании срока действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Не соблюдение условий вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок оспариваемым нормативным правовым актом явилось основанием признания его недействующим в части.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о признании недействующей со дня принятия строки 6 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции от 02 сентября 2020 года N 634-п, в части установления даты изменения вида регулярных перевозок - 1 декабря 2020 года по следующим основаниям.
Принятие Документа планирования регулярных перевозок, предоставляющего возможность принятия решения об изменении вида регулярных перевозок по установленному маршруту, не влечет автоматическое аннулирование ранее выданного административному истцу свидетельства об осуществлении перевозок. При несогласовании изменения сроков с перевозчиком решение об отмене соответствующего маршрута должно приниматься не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия свидетельства. Такое решение вступает в силу только по окончании срока действия такого свидетельства.
Поэтому суды с учетом положений части 3 статьи 12 Закона N220-ФЗ правомерно исходили из того, что уполномоченный орган обязан в случае отсутствия согласования изменения сроков с перевозчиком принимать решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок.
С учетом приведенных в обжалуемом апелляционном определении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы Документа планирования регулярных перевозок, изменение в нем маршрута регулярных перевозок в части установления перевозок по регулируемым тарифам вместо перевозок по нерегулируемым тарифам с определенного времени, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым и, во всяком случае, распространяться исключительно на перевозчиков, заключивших соответствующие контракты на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам в тот период, когда возможность изменения вида регулярных перевозок по их маршрутам уже была предусмотрена документом планирования, в связи с чем, учитывая, что субъекты предпринимательской деятельности должны иметь возможность предвидеть наступление вероятных негативных последствий на момент заключения контракта, в отношении перевозчиков, на день заключения контрактов с которыми в документе планирования отсутствовали положения, предусматривающие возможность такого изменения до истечения контракта на перевозки по нерегулируемым тарифам, применению подлежат общее правило, закрепленное в части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ.
Придя к выводу, что оспариваемые положения вступили в силу ранее срока окончания свидетельства Общества об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, контракт на осуществление которых был заключен до внесения оспариваемых изменений в Документ планирования, суды обосновано удовлетворили требования административного истца.
Доводы административного ответчика о возможности, с учетом положений пункта 2 статьи 18 Закона N220-ФЗ, изменить вид перевозки с соблюдением минимального срока уведомления перевозчика об изменении вида перевозок продолжительностью 180 дней возможно и до окончания срока действия свидетельства, не могут быть приняты во внимание, поскольку с учетом приведенных в судебном акте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации возможность "принудительного" изменения вида регулярных перевозок до окончания действия свидетельства перевозчика исключается.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о несоответствии в оспариваемой части постановления от 30 декабря 2019 года N 1020-п "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае" (в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 28 января 2021 года, апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.