Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 07 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года по административному делу N 3а-242/2021 по административному исковому заявлению МУП "Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года N43/41 "Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП "Долгодеревенское водоснабжение и вводоотведение".
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Валиахметовой Л.С. и Захаровой Н.В, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года N 43/41 установлены тарифы на питьевую воду на 2020 год для МУП "Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, согласно приложению.
В приложении N1 тариф на второе полугодие 2020 года на питьевую воду утвержден в размере 35, 07 руб./куб. м без НДС.
Тарифы, установленные в пункте 1, действуют со дня вступления настоящего постановления по 31 декабря 2020 года.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, оно опубликовано в газете "Южноуральская панорама", 10 декабря 202 года, N109/1 (4204/1).
МУП "Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение" (МУП "ДВиВ") обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики, сославшись на противоречие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, и на нарушение прав административного истца, влекущее для него возникновение убытков.
Решением Челябинского областного суда от 07 сентября 2021 административный иск удовлетворен: признано недействующим постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года N43/41 "Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП "Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области", с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года решение областного суда изменено: оспариваемое постановлениеN43/41 признано недействующим с даты его принятия. В остальной части решение областного суда оставлено без изменения.
В поданной 16 июня 2022 года кассационной жалобе, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств административного дела, неправильное применение норм процессуального и норм материального права, просит отменить судебные акты и оставить административное исковое заявление без удовлетворения.
Прокуратурой Челябинской области поданы возражения на кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)).
Судебная коллегия по административным делам считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого характера нарушения норм материального и процессуального права.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливая в статье 5, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Порядок формирования тарифов, методы расчета тарифов, способы регулирования тарифов, а также период их действия регулирует статья 32 названного Федерального закона, предусматривая, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В число методов, с использованием которых осуществляется расчет тарифов, входят (помимо иных методов) метод индексации и метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" (Основы ценообразования) и "Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (Правила регулирования тарифов). Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (Методические указания).
Из материалов дела следует и установлено судами, что МУП "ДВиВ" является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения на основании распоряжения администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года. Ранее МУП "ДВиВ" не осуществляло регулируемую данную деятельность.
20 июля 2020 года МУП "ДВиВ" обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (Министерство тарифов) с заявлением об установлении тарифа в сфере холодного водоснабжения для потребителей на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 45, 95 руб. (без НДС). При этом, при установлении указанного тарифа предприятие просило применить при расчете необходимой валовой выручки (НВВ) метод индексации, в обоснование чего были приложены в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов, требуемые материалы.
12 августа 2020 года постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N36/2, по инициативе последнего, в отношении данного предприятия было открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год и осуществлен выбор метода регулирования тарифа - метод экономически обоснованных расходов (затрат).
24 сентября 2020 года N 43/41 постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 43/41 установлены тарифы на питьевую воду на второе полугодие 2020 год для МУП "ДВиВ", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в размере 35, 07 руб./куб.м (НДС не предусмотрен).
Не согласившись с установленным тарифом, МУП "ДВиВ" указал на необоснованность занижения расходов предприятия на электроэнергию, расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями; ремонтные расходы на текущий ремонт сетей водоснабжения; расходы на оплату труда ремонтного персонала; необоснованность уменьшения размера расходов по оплате труда административно-управленческого персонала.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до 2020 года административный истец МУП "ДВиВ" не осуществлял государственное регулирование тарифов, следовательно, в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования административным ответчиком осуществлен выбор метода регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; сбытовые расходы гарантирующих организаций; расходы на амортизацию основных средств и нематериальные активы; расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходы, связанные с оплатой налогов и сборов; нормативная прибыль; расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.
В соответствии пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 18 Методических указаний определено, что в составе производственных расходов учитываются: расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда; расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод; расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод; расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
В состав расходов на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, включаются расходы по кредитам на покрытие кассовых разрывов, целевым кредитам на производственные нужды, за исключением иных видов кредитов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов вправе отказать во включении в тарифы отдельные расходы, предложенные регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения, пришел к выводу о том, что расчет оспариваемого тарифа произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства, при этом исходил из необоснованности изменения подхода к оценке доказательств подтверждения расходов по статьям "на аварийно-диспетчерское обслуживание", на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения", "на общехозяйственные расходы", "на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или ИП, включая расходы на оплату "услуг связи и информационных услуг".
С данными выводами в решении согласился суд апелляционной инстанции, указал на ошибочность расчета расходов относительно статей "аварийно-восстановительные работы", "оплата труда ремонтного персонала", "оплата труда административного персонала", а также с выводом о нарушении органом регулирования принципа тарифного регулирования при определении расходов на услуги связи и интернет, так как последним при уменьшении расходов за услуги связи и интернет не приведен расчет в обоснование его, не дана оценка первичным документам регулируемой организации, представленным в обоснование эконмической обоснованности таких затрат.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении нормы материального права и верной оценке фактических обстоятельств, установленных по административному делу и доводов сторон.
При этом, как следует из содержания судебных актов, были проверены наличие предусмотренных законом оснований для установления тарифов исходя из экономически обоснованных расходов предприятия, (организаций) осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Выводы судов о том, что органом регулирования нарушены принципы тарифного регулирования при определении расходов по вышеизложенным статьям, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Федерального закона N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которыми регулируется спорное правоотношение.
Доводы поданной административным ответчиком кассационной жалобы не свидетельствует об ошибочности разрешения материально-правового спора, в связи с чем подлежат отклонению.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, наличие не оспоренной производственной программы МУП "ДВиВ" не может свидетельствовать о законности оспариваемого постановления, вынесенного регулирующим органом, поскольку при определении расходов органом регулирования тарифов были нарушены принципы тарифного регулирования.
При установлении тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения расходы регулируемой организации подлежат проверке и оценке на предмет их экономической обоснованности в соответствии с Основами ценообразования. Виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения подлежат отражению в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (пункт 24 Основ ценообразования, пункт 29 Правил регулирования тарифов).
Однако, как установлено судами и следует из материалов дела, орган регулирования тарифов в нарушение приведенных правовых норм, при исключении из расчета тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов по отдельным статьям: " на текущий ремонт систем водоснабжения и водоотведения", "оплата труда административно-управленческого, ремонтного персонала", "услуги связи и интернет" не привел по ним мотивы и правовые нормы, в подтверждение своей позиции, что нашло подтверждение в выписках из протокола заседания Правления Министерства от 24.09.2020.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о признании недействующим с даты принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года N43/41 "Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП "Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области", нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо новых доводов со ссылкой на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы заявителем кассационной жалобы не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 07 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.