Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павлова Бориса Юрьевича на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2022 года по административному делу N 2а-326/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 52 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Павлова Бориса Юрьевича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, административная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Павлова Бориса Юрьевича, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указало на то, что приговором Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17 сентября 2019 года (измененным апелляционным определением Свердловского областного суда от 27 декабря 2019 года) Павлов Б.Ю. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 3 (трем) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 11 июля 2022 года Павлов Б.Ю. освобожден из ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области в связи отбытием срока наказания.
В связи с тем, что Павлов Б.Ю. освобождается из мест лишения свободы и имеет непогашенную судимость либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области просило установить административный надзор на срок восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого - или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания в период с 22:00 до 06:00, за исключением случаев связанных с осуществлением трудовой деятельности; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за пределы Свердловской области, избранного в качестве места жительства без разрешения органа внутренних дел.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2022 года, требования ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области удовлетворены: в отношении Павлова Б.Ю. установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и до постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания; установлены административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22:00 до 06:00, за исключением случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности; обязательной явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за пределы субъекта Российской Федерации, избранного в качестве места жительства без разрешения органа внутренних дел.
В кассационной жалобе, поданной 21 июня 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Павлов Б.Ю. просит изменить решение суда в части установления административного надзора сроком восемь лет, снизить срок до трех лет, выражает несогласие с видом административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22:00 до 06:00, за исключением случаев, связанных с осуществлением трудовой деятельности, сославшись на то, что он не имеет места регистрации и прописки.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17 сентября 2019 года (измененным апелляционным определением Свердловского областного суда от 27 декабря 2019 года) Павлов Б.Ю. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 3 (трем) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В силу "данные изъяты" УК РФ преступление, совершенное Павловым Б.Ю, отнесено к категории тяжких преступлений.
В приговоре, с учетом апелляционного определения областного суда, имеется указание о совершении Павловым Б.Ю. преступления при опасном рецидиве преступлений, совершении им тяжкого преступления.
Исходя из "данные изъяты" УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Павлова Б.Ю, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок 8 (восемь) лет.
Доводы жалобы о снижении срока административного надзора несостоятельны, основаны на неверном понимании действующего законодательства и не являются основанием к отмене состоявшегося по делу решения.
Положения пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ носят императивный характер и не предусматривают возможность установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, и при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, срок административного надзора на восемь лет в отношении Павлова Б.Ю. установлен правильно, и не может быть изменен.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что у административного ответчика отсутствует регистрация по месту жительства, не может быть принята по внимание, поскольку указанное обстоятельство не препятствует установлению административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00 часов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павлова Бориса Юрьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.