Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Абдрахмановой Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельникова Дмитрия Александровича на решение Кетовского районного суда Курганской области от 25 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 января 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1975/2021 по административному иску ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области к Мельникову Дмитрию Александровичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, административная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Мельникова Дмитрия Александровича, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указало на то, что Мельников Д.А. осужден за совершение преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений в период нахождения под административным надзором по решению Курганского городского суда Курганской области от 31 мая 2017 года сроком на 3 года. Просил установить в отношении Мельникова Д.А. административный надзор на срок 3 года со следующими административными ограничениями: обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 января 2022 года, требования ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области удовлетворены частично: в отношении Мельникова Д.А. установлен административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания; установлено административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В кассационной жалобе, поданной 11 июля 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Мельников Д.А. выражает несогласие с указанными судебными актами, полагает, что исковое заявление подано с пропуском срока для его подачи.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Курганского городского суда Курганской области от 31 мая 2017 года, вступившим в законную силу 08 июня 2017 года, в отношении Мельникова Д.А. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями в виде: обязанности являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22:00 до 6:00 часов следующего дня; запрета на выезда за пределы территории Курганской области без разрешения органов внутренних дел; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета посещения ресторанов, баров, кафе и иных питейных заведений.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2018 года, вступившим в законную силу 07 ноября 2018 года, установленные Мельникову Д.А. административные ограничения дополнены обязанностью являться в орган внутренних дел для регистрации три раза в месяц.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 19 декабря 2019 года установленные Мельникову Д.А. административные ограничения дополнены обязанностью являться в орган внутренних дел для регистрации четыре раза в месяц; запрет выезда за пределы города Курган без разрешения органов внутренних дел.
Приговором Курганского городского суда Курганской области от 19 февраля 2020 года Мельников Д.А. осужден по части "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима за совершение преступления 03 ноября 2019 года при рецидиве преступлений.
Приговором Курганского городского суда Курганской области от 11 июня 2020 года Мельников Д.А. осужден по части "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации с применением "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима за неоднократное несоблюдение в период с 18 января по 21 октября 2019 г. установленных ему судом административных ограничений и за совершение 04 ноября 2019 года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, при рецидиве преступлений.
Приговором Курганского городского суда Курганской области от 01 декабря 2020 года Мельников Д.А. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации с применением "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима за совершение 03 января 2020 г. уклонения от административного надзора в виде самовольного оставления места жительства.
Из мест лишения свободы Мельников Д.А. освобожден 17 декабря 2021 года по отбытию срока наказания.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался приведенными выше нормами права, пришел к выводу об установлении административного надзора на срок 3 года, который равен сроку погашения судимости за преступления небольшой тяжести, поскольку Мельников Д.А. имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, а установленный Мельникову Д.А. срок административного надзора и административные ограничения соответствуют положениям пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 5 и статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Судебная коллегия соглашается с этими выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка в порядке статьи 84 КАС РФ.
Устанавливая Мельникову Д.А. административные ограничения в виде: обязательной явки 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, суд учел личность осужденного, характер и обстоятельства преступления, за которое он был осужден, и пришел к обоснованному выводу о том, что данное ограничение является необходимым для предупреждения совершения освобождаемым из мест лишения свободы Мельниковым Д.А. преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу вышеприведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт наличия непогашенной либо неснятой судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. При освобождении из мест лишения свободы и при наличии непогашенной либо не снятой судимости предусмотрен в отношении совершеннолетнего лица предусмотрен административный надзор, Мельников Д.А. в силу требований Федерального закона N64-ФЗ относится к этой категории лиц.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Срок административного надзора определен судом правильно.
Устанавливаемое ограничение не противоречит законодательству, задачам и целям административного надзора, является целесообразным и соразмерным, не ограничивает права поднадзорного лица, в целом не мешают привычному укладу его жизни, то есть не нарушают баланса частных и публичных интересов.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил судам первой и апелляционной инстанций доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы Мельникова Д.А, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Доводов о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 25 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.