Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Абдрахмановой Э.Г, Степанова П.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедева Александра Васильевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 сентября 2022 года по административному делу N2а-7582/2022 по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича к избирательной комиссии Челябинской области, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО Сбербанк России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Москвитина Н.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лебедев А.В. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Челябинской области, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО Сбербанк России о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Челябинской области в части организации избирательной кампании по дополнительным выборам в Законодательное Собрание Челябинской области в части обеспечения возможности кандидатам использования программы СПИ "Кандидат", возможности получения добровольных пожертвований через ПАО Сбербанк, возможности сбора подписей через портал Госуслуг (ЕПГУ), а также возможности ознакомления с актуальными нормативными актами, которые регулируют проведение дополнительных выборов в Законодательное Собрание Челябинской области; возложении обязанности на избирательную комиссию Челябинской области совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить кандидатам и избирателям возможность постановки подписей через ЕПГУ в течение 30 дней с момента реальной возможности использования ресурса; возложении обязанности на избирательную комиссию Челябинской области и ПАО Сбербанк России обеспечить возможность внесения добровольных пожертвований кандидату от физических и юридических лиц через ПАО Сбербанк (сайт, приложения и т.д.); возложении обязанности на избирательную комиссию Челябинской области разместить СПИ "Кандидат" на официальном сайте и считать сроки на выдвижение и регистрацию с даты, которая обеспечит кандидатам возможность подготовки документов через СПИ "Кандидат"; возложении обязанности принять календарный план по проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области по Троицкому одномандатному избирательному округу N25, в котором без учета затрат на организационные моменты (технические - открытие счета, передача данных) будет предоставлено право кандидатам выдвигать свои кандидатуры в течение 30 дней,
а также сбор подписей в течение 30 дней.
Вступившим в законную силу определением Челябинского областного суда от 19 июля 2022 года административное дело в части указанных выше требований передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд г. Челябинска.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обладает пассивным и активным избирательным правом на территории Челябинской области. 09 июня 2022 года избирательная комиссия Челябинской области назначила выборы депутатов Законодательного собрания, при этом избирательная комиссия Челябинской области не обеспечила необходимых условий кандидатам для реализации пассивного избирательного права.
Постановлением избирательной комиссии Челябинской области от 09 июня 2022 года N 12/393-7 установлена рекомендация сдавать документы, которые заполнены в СПИ "Кандидат", однако данного программного обеспечения на сайте избирательной комиссии не размещено.
Законодательством Российской Федерации установлена возможность осуществлять добровольные пожертвования кандидатам от граждан и юридических лиц на специальный избирательный счет в ПАО Сбербанк, однако неоднократные попытки сделать пожертвование через приложение Сбербанка - не удались. Приложение Сбербанка сообщает, что прием платежей по данным реквизитам невозможен.
Кроме того, законодательством Челябинской области установлена возможность сбора подписей через ЕПГУ, право сбора подписей наступает на следующий день после подачи документов. Однако на момент подачи искового заявление у избирателей не появилась кнопка "Мои выборы" и кнопка "Поддержать". Полагает, что 30-дневный срок сбора подписей должен считаться с того момента, когда у кандидата и избирателей появилась реальная возможность реализовать свои избирательные права.
Указывает, что на сайте избирательной комиссии отсутствует актуальная версия законодательства, которая применяется при проведении дополнительных выборов Законодательного Собрания Челябинской области, что приводит к правовой неопределенности.
Административный истец считает, что избирательная комиссия Челябинской области ненадлежащим образом относится к своим полномочиям, либо умышленно противодействует в реализации избирательных прав.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 07 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 сентября 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лебедев А.В, ссылаясь на неустановление юридически значимых обстоятельств, нарушение норм процессуального права, просит об отмене судебных актов, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на жалобу прокуратура Челябинской области и избирательная комиссия Челябинской области просят об оставлении судебных актов без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Оснований для отложения судебного заседания, в том числе в связи с неявкой административного истца Лебедева А.В. не имеется (с учетом сокращенных сроков рассмотрения дел данной категории).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Москвитина Н.Н, полагавшего судебные акты оставить без изменения. судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные права граждан - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Из положений частей 1 и 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) следует, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области регулируются законом Челябинской области от 08 сентября 2005 года N 398- ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области". Согласно части 7 статьи 53 Закона Челябинской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия Челябинской области назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах.
Согласно статье 6 закона Челябинской области от 26 октября 2006 года N 70-ЗО "Об избирательных комиссиях в Челябинской области" избирательная комиссия Челябинской области является государственным органом Челябинской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Челябинской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, законами Челябинской области.
Полномочия избирательной комиссии Челябинской области приведены в статье 12 Закона Челябинской области от 26 октября 2006 года N 70-ЗО "Об избирательных комиссиях в Челябинской области", согласно которой к компетенции избирательной комиссии Челябинской области относится, в том числе осуществление на территории Челябинской области контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.
Пунктом 16.1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее по тексту также ЕПГУ). При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно части 1 статьи 18 закона Челябинской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" в поддержку выдвижения кандидатов должны быть собраны подписи избирателей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35-1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу частей 15, 20 статьи 18 закона Челябинской области от 08 сентября 2005 года N 398- ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы, должно составлять не более 50 процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Сбор подписей избирателей кандидатами федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" может начинаться после дня, следующего за днем представления кандидатом документов для уведомления о своем выдвижении в соответствующую избирательную комиссию.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 09 июня 2022 года избирательной комиссией Челябинской области вынесено постановление N12/388-7 "О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25", которое было опубликовано 14 июня 2022 года в спецвыпуске N 7 газеты "Южноуральская панорама" N 47 (4375).
Лебедевым А.В. были представлены в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 документы для уведомления о выдвижении 14 июня 2022 года, которые были приняты окружной избирательной комиссией, Лебедеву А.В. выдано подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения. Лебедев А.В. являлся выдвинутым кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25.
После представления Лебедевым А.В. в окружную избирательную комиссию по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 документов на выдвижение, Лебедеву А.В. было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета в ПАО "Сбербанк России". 14 июня 2022 года на имя Лебедева А.В. в ПАО "Сбербанк России" был открыт специальный избирательный счет, куда стали поступать денежные средства и добровольные пожертвования, что подтверждается выпиской операций по лицевому счету Лебедева А.В, за период с 14 июня 2022 года по 06 июля 2022 года.
При проверке довода Лебедева А.В. о невозможности ознакомления с актуальными нормативными актами, регулирующими правоотношения в области избирательных прав, установлено, что на сайте избирательной комиссии Челябинской области в разделе "Законодательство о выборах и референдумах" размещен подраздел "Региональное законодательство на Портале pravo.gov.ru", также в баннере "Единый день голосования" размещен соответствующий Закон Челябинской области.
Из содержания постановления избирательной комиссии Челябинской области N 12/393-7 следует, что использование специализированного программного изделия "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы" не является обязательным и носит рекомендательный характер. На сайте избирательной комиссии Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен баннер "Единый день голосования". В перечне информации, размещенной в разделе "Единый день голосования", размещено специализированное программное изделие "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы" на дополнительных выборах депутата Законодательного собрания Челябинской области седьмого созыва (модуль "Кандидат"). При этом представление кандидатом в окружную избирательную комиссию документов на выдвижение, подготовленных без использования специализированного программного изделия, не является основанием для отказа в принятии документов или последующего отказа в регистрации кандидата.
Согласно сведениям технической поддержки ЕПГУ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подтверждение намерения получить поддержку своего выдвижения в личном кабинете кандидата Лебедева А.В. на ЕПГУ было сформировано и подписано его усиленной квалифицированной электронной подписью в 11:35 (по московскому времени) 16 июня 2022 года. По состоянию на конец дня 16 июня 2022 года в личном кабинете Лебедева А.В. было зафиксировано 14 подписей, проставленных с использованием ЕПГУ в поддержку выдвижения кандидата Лебедева А.В. на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25. По итогам сбора подписей Лебедев А.В. получил 832 подписи.
Разрешая заявленные требования, отказывая в их удовлетворении, суды исходили из отсутствия незаконного бездействия избирательной комиссии Челябинской области, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО Сбербанк России, и отсутствия нарушения избирательных прав административного истца.
Суды пришли к выводам, что ЕПГУ является федеральной государственной информационной системой, его работа не относится к полномочиям избирательной комиссии Челябинской области, невозможность проставления подписи избирателя с использованием ЕПГУ нельзя отнести к бездействию административных ответчиков. Административным истцом не представлено доказательств невозможности проставления подписей при использовании ЕПГУ. При этом невозможность по каким-либо причинам проставить подпись с использованием ЕПГУ не лишает избирателя права поставить подпись в подписном листе на бумажном носителе, а представление кандидатом документов на выдвижение, подготовленных без использования специализированного программного изделия, не является основанием для отказа в принятии документов и последующего отказа в регистрации кандидата.
С учетом фактической выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета, открытия данного счета, поступления на него денежных средств и добровольных пожертвований, доводы административного истца в части нарушения прав касающихся получения средств через специальный избирательный счет признаны несостоятельными, при этом судами отмечено, что сама корректность работы приложения банка не относится к компетенции избирательной комиссии Челябинской области.
При размещении на сайте избирательной комиссии Челябинской области необходимой информации кандидат Лебедев А.В, вопреки его доводам, имел возможность ознакомления с актуальными нормативными актами, регулирующими правоотношения в области избирательных прав. Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны избирательной комиссии Челябинской области.
Установив отсутствие незаконного бездействия административных ответчиков, суды пришли к выводам об отсутствии оснований для возложения на них обязанностей, указанных Лебедевым А.В. в административном иске. Требования истца о возложении на избирательную комиссию Челябинской области обязанности по обеспечению возможности постановки подписей через ЕПГУ в течение 30 дней с момента реальной возможности использования ресурса, суды сочли необоснованными, поскольку действующее законодательство с учетом положений статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривает такой возможности.
Также суды критически оценили представленные Лебедевым А.В. в материалы административного дела списки лиц, с их адресами и паспортными данными, в подтверждение того, что данные лица не смогли проставить свою подпись за кандидата Лебедева А.В. в ЕПГУ, поскольку указанные лица самостоятельно с жалобами в избирательные комиссии не обращались, список указанных лиц не является относимым и допустимым доказательством нарушения избирательных прав Лебедева А.В.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводам об отсутствии нарушений норм процессуального права (в том числе регулирующих соблюдение требований подсудности и соблюдения права на защиту).
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает. При этом доводы кассационной жалобы, в пределах которых и проверяется настоящее административное дело судом кассационной инстанции, не содержат оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, в том числе определены полномочия избирательной комиссии, касающиеся регулирования отношений, в сфере которых Лебедевым А.В. указано на наличие нарушений, факт формирования на ЕПГУ подтверждения намерения получить поддержку своего выдвижения в личном кабинете кандидата Лебедева А.В, а также факт получения подписей в поддержку выдвижения кандидата Лебедева А.В. при помощи ЕПГУ. При отсутствии установленных обстоятельств незаконного бездействия и нарушения избирательных прав Лебедева А.В, в удовлетворении заявленных административных требований обоснованно отказано.
Доводы о допущенных нарушениях норм процессуального права являются несостоятельными. Доводы о том, что один из судей, рассматривавших дело в составе судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда ("данные изъяты".), незаконно участвовал в рассмотрении дела, поскольку с апреля 2021 года находился в отставке, являются несостоятельными.
Положениями статьи 7.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что к осуществлению правосудия в качестве судьи может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет (почетный судья), не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.
Привлечение судьи федерального суда, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи федерального суда производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Отсутствие в материалах данного административного дела соответствующих документов не свидетельствует об отсутствии у судьи, находящегося в отставке "данные изъяты" права на осуществление правосудия в качестве судьи Челябинского областного суда на момент рассмотрения настоящего дела.
Вопреки доводам жалобы вышеуказанное лицо наделено полномочия на осуществление правосудия в качестве судьи Челябинского областного суда в соответствии с заключением квалификационной коллегии судей Челябинской области от 29 октября 2021 года, приказом председателя Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2021 года, приказом председателя Челябинского областного суда от 10 января 2021 года.
Обстоятельств, указывающих, что у остальных судей состава судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда также имелись препятствия для рассмотрения дела (предусмотренных статьями 31, 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), из доводов кассационной жалобы и материалов дела не усматривается. Обстоятельства рассмотрения судьями иных дел по искам административного истца, не указывают на наличие оснований, которые могли бы вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности. Субъективное мнение о том, что судьями, рассматривавшими дело, не защищены права административного истца, не свидетельствует о допущенных процессуальных нарушениях.
В целом, доводы жалобы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам, о допущенных в ходе рассмотрения дела существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены в кассационном порядке решения суда и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева Александра Васильевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 16 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.