Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Хасановой В.С, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-388/2022 по иску Волеговой Ирины Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Волеговой Ирины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Волеговой И.Н, представителя истца Вахитовой Н.А, коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волегова И.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным решения N N от 05 октября 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложении обязанности по включению в специальный стаж медицинской деятельности периода работы с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 2020 года в должности медицинской сестры, медицинской сестры круглосуточного дежурства Муниципального казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 23 сентября 2021 года.
В обоснование требований указала, что она обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако, решением N N от 05 октября 2021 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, в связи с осуществлением лечебной деятельности, ей не учтен период работы с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 2020 года в должности медицинской сестры, медицинской сестры круглосуточного дежурства Муниципального казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района. Считала отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, поскольку в указанный период осуществляла лечебную деятельность.
Решением Саткинского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2022 года исковые требования Волеговой И.Н. к ГУ ОПФ РФ по Челябинской области удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ ОПФ РФ по Челябинской области от 05 октября 2021 года N N в части невключения в стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов работы Волеговой И.Н. с 01 апреля 1987 года по 30 июня 1999 года, с 11 мая 2002 года по 31 декабря 2020 года, в части отказа в назначении пенсии. Возложена обязанность на ГУ ОПФ РФ по Челябинской области по включению в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периодов работы Волеговой И.Н. в МКОУ "Детский дом-школа" в качестве медсестры, медсестры круглосуточного дежурства с 01 апреля 1987 года по 30 июня 1999 года, с 11 мая 2002 года по 31 декабря 2020 года и по назначению страховой пенсии по старости с 23 сентября 2021 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 июня 2022 года решение Саткинского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2022 года изменено в части возложения обязанности на ГУ ОПФ РФ по Челябинской области по включению периодов работы в специальный стаж Волеговой И.Н. Возложена на ГУ ОПФ РФ по Челябинской области обязанность по включению Волеговой И.Н. в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" периода работы с 01 апреля 1987 года по 30 сентября 1993 года. Это же решение в части признания незаконным решения ГУ ОПФ РФ по Челябинской области N N от 05 октября 2021 года в части невключения в специальный стаж Волеговой И.Н. периодов работы с 01 октября 1993 года по 30 июня 1999 года, с 11 мая 2002 года по 31 декабря 2020 года, отказа в назначении пенсии, возложении обязанности по включению в специальный стаж данных периодов и назначении страховой пенсии по старости отменено, принято в указанной части новое решение об отказе Волеговой И.Н. в удовлетворении данной части исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Волегова И.Н. 23 сентября 2021 года обратилась в УПФР в Саткинском районе Челябинской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением ОПФР по Челябинской области N N от 05 октября 2021 года Волеговой И.Н. в установлении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Как усматривается из оспариваемого решения, стаж медицинской деятельности у истца отсутствует, величина индивидуального пенсионного коэффициента 59, 246.
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 - ФЗ истцу не учтен период ее работы: с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 2020 года в качестве медицинской сестры, медицинской сестры круглосуточного дежурства Муниципального казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района.
Из трудовой книжки Волеговой И.Н. усматривается, что 01 апреля 1987 года она принята на работу медицинской сестрой в Бакальскую школу-интернат N1, 20 августа 1990 года школа-интернат N1 г.Бакала реорганизована в новый тип учебно-воспитательного учреждения комплекс "Детский дом-школа" N 1 г.Бакала; 23 ноября 1999 года комплекс реорганизован в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей "Детский дом-школа" N1 г.Бакал; 17 апреля 2000 года реорганизован в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа N1" г.Бакала; 26 марта 2005 года присвоена 1 квалификационная категория медицинской сестры по специальности "Сестринское дело в педиатрии"; 28 декабря 2011 года Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа N1" г.Бакала переименовано в Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа N1" г.Бакала, 01 января 2014 года наименование должности изменено на медицинскую сестру, Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа N1" г.Бакала переименовано в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района; 01 сентября 2019 года наименование должности изменено на медицинская сестра (для круглосуточного дежурства).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Волеговой И.Н. в части включения в специальный стаж с 01 апреля 1987 года по 30 июня 1999 года, с 11 мая 2002 года по 31 декабря 2020 года в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец работала в должности медицинской сестры в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями учреждений и иных организаций, при этом, учитывал, что ненадлежащее ведение документации работодателем не должно нарушать прав истца на льготное пенсионное обеспечение.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Изменяя решение суда в части удовлетворения требований, возлагая обязанность на пенсионный орган по включению периодов работы с 01 апреля 1987 года по 30 сентября 1993 года в специальный стаж, суд исходил из того, что постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривавшее возможность включения периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада в стаж работы, утратило силу с 01 октября 1993 года. Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований, принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Волеговой И.Н. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями Федерального закона "О страховых пенсиях", а также разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, исходил из того, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района относится к образовательным учреждениям, к учреждениями здравоохранения не относится, в связи с чем периоды с 11 мая 2002 года по 31 декабря 2020 года не подлежат включению в специальный стаж истца.
В связи с недостаточностью стажа работы в льготных условиях труда суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме Закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно подпункту "н" пункта 1 и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 (далее - Список от 2002 года), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные этим же постановлением (далее - Правила исчисления стажа).
Кроме того, за периоды, имевшие место до вступления в силу данного постановления, применению подлежат аналогичные Списки и Правила, утвержденные: постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 - для учета соответствующей деятельности за периоды работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года; постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 - для учета соответствующей деятельности за периоды работы с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года; постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для учета периодов соответствующей деятельности за периоды работы до 01 января 1992 года.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") предусмотрены наименования должностей и учреждений, а именно учреждения социального обеспечения: дома для детей-инвалидов, в качестве должностей указаны в том числе, медицинские сестры.
Постановлением N 464 от 06 сентября 1991 года утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года, утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, указанным Списком не предусмотрено право на досрочное назначение пенсии в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры, в детских домах, в детских садах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в пункте 32 предусмотрены учреждения социального обслуживания, социальный приют для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, психоневрологический интернат, дом интернат для умственно - отсталых детей, дом - интернат для детей с физическими недостатками. Указанным разделом предусмотрена должность медицинская сестра.
В соответствии с пункта 3 Правил исчисления стажа от 2002 года в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в данном Списке.
Разделом "Наименование должности" Списка от 2002 года предусмотрен средний медицинский персонал, в том числе фельдшеры, медицинские сестры (участковые, палатные, операционные, приемного отделения и т.д.).
Разделом "Наименование учреждения" предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы Волеговой И.Н, что согласно сведений, содержащихся в трудовой книжке, начиная с 01 апреля 1987 года и по 31 декабря 2020 года она работала в должности медицинской сестры и медицинской сестры круглосуточного дежурства; что медицинская служба учреждения располагалась в медицинском блоке детского дома - в отдельно стоящем двухэтажном здании по адресу: г. "адрес"; что медицинский блок состоял из кабинета врача, поста дежурной медсестры, двух изоляторов, процедурного, прививочного и перевязочных кабинетов, кабинета для временного хранения медицинских отходов, санпропускника, служебных помещений для персонала; был укомплектован необходимым набором медикаментов для оказания неотложной помощи, лекарственными средствами, одноразовыми шприцами, стерильными и перевязочными материалами; что в ее обязанности входило осуществление ухода за больными детьми, оказание доврачебной медицинской помощи, обработка кабинетов, стерилизация инструментария, перевязочных средств и предметов ухода за больными детьми, участие в диспансеризации и обследовании воспитанников, санитарно-гигиенический надзор и санитарно-просветительская работа, контроль и учет за получением и хранением медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения; указанная медицинская деятельность осуществлялась ею в структурном медицинском подразделении учреждения, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебном постановлении.
Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание вышеперечисленные нормативные акты, а также установленные ими перечни должностей и учреждений, возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, пришел к правомерному выводу, что Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; наименование учреждения как "Детский дом - школа" указанными Списками не поименовано.
Принимая во внимание, что в спорный период истец работала медицинской сестрой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района, которое не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в соответствующих разделах Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, суд пришел к правомерному выводу об отказе во включении в специальный стаж истца периода ее трудовой деятельности в указанном выше учреждении.
При этом, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, свидетельствующим об отнесении учреждения к образовательным учреждениям, а не учреждениям здравоохранения или учреждениям социального обслуживания, в частности, судом отмечено, что согласно Уставу МОУ УВК "Детский дом-школа" N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Бакала, утвержденного 19 мая 1995 года следует, что в состав комплекса входят общеобразовательная школа 1-9 классов и детский сад для детей дошкольного возраста, при этом учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законом "Об образовании", Временным положением об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Медицинское обслуживание осуществляется закрепленным за учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников.
Из Устава Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей "Детский дом-школа" N 1 города Бакала, утвержденного 28 февраля 2000 года, следует, что учреждение создано в целях создания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоприятных условий, приближенных к домашним. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье, физическое развитие, лечебно-профилактические мероприятия, соблюдая санитарно-гигиенические нормы, режим и качество питания, организацию и проведение 2 раза в год углубленных медосмотров.
Аналогичные положения содержатся в последующих редакциях устава МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" N 1 города Бакала.
Судом отмечено, что из Устава учреждения от 09 сентября 2019 года следует, что предметом деятельности является реализация права граждан на получение общедоступного и бесплатного, начального общего, основного общего образования; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание им социальной, правовой, психологической, педагогической помощи; создание условий для круглосуточного пребывания в учреждении и полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учредителем является муниципальное образование "Саткинский муниципальный район" в лице Администрации Саткинского муниципального района. Учреждение является некоммерческой организацией и создано для осуществления образовательной деятельности, а также для обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Челябинской области отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в установленном порядке, в сфере социальной защиты населения.
Судом сделан мотивированный вывод, что наличие у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа" Саткинского муниципального района отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истца в должности медицинской сестры, предусмотренными списком, само по себе не свидетельствует, что данное учреждение относится к учреждениям здравоохранения, поскольку оно осуществляет лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является его основной (уставной) деятельностью.
В системе обязательного пенсионного страхования истец Волегова И.Н. зарегистрирована с 18 января 1998 года, при этом сведения о спорных периодах работы, имевших место после регистрации, указаны без кода особых условий, работодателем информация о работе в спорные периоды предоставлялась на общих основаниях, то есть действующий работодатель не подтвердил льготный характер работы истца в спорные периоды.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Все обстоятельства, на которые ссылалась истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку суда апелляционной инстанции исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волеговой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.