Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-65/2022 по иску Середы Жанны Владимировны к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Централизованная клубная система "Пуровского района" об оспаривании приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система "Пуровского района" на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2022 года, Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Середа Ж.В. обратилась в суд с иском к МБУК "Централизованная клубная система "Пуровского района" (далее - МБУК "ЦКС", Учреждение) о признании незаконным и отмене приказа от 28 октября 2021 года N N об отстранении ее от работы; о допуске к работе в должности методиста; взыскании среднего заработка за время отстранения от работы в размере 186 604, 11 руб, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указала, что с 03 октября 2017 года работает в МБУК "ЦКС" в должности методиста филиала Учреждения - дом культуры "Маяк" пгт. Уренгой. Приказом работодателя от 11 октября 2021 года ей было сообщено о необходимости прохождения работниками Учреждения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 до 15 октября 2021 года. Письмом ответчика от 15 октября 2021 года она уведомлена о необходимости представить в отдел кадров Учреждения сертификат о вакцинации либо документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, в срок до 18 октября 2021 года. После этого она была направлена в командировку в г..Салехард, где находилась с 19 октября 2021 года по 23 октября 2021 года. После возвращения из командировки она была переведена на удаленный режим работы в связи с отсутствием вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 25 октября 2021 года до предоставления сертификата о вакцинации или справки о наличии противопоказаний. Приказом ответчика от 28 октября 2021 года N N она отстранена от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 28 октября 2021 года до издания Главным государственным санитарным врачом по Ямало-Ненецкому автономному округу постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия, представления сертификата о вакцинации или документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к ней, без сохранения заработной платы на весь период отстранения от работы. Этот приказ она полагала незаконным, поскольку она не относится к категории граждан, для которых вакцинация является обязательной.
Кроме того, работодателем была нарушена процедура отстранения ее от работы, а именно - у нее не было запрошено объяснение, не истребована информация о наличии или об отсутствии сделанной прививки либо об имеющихся у истца противопоказаниях, ее письменный отказ от прививки работодателем также не получен. В связи с незаконным отстранением от работы в пользу нее подлежит взысканию заработная плата за время отстранения и моральный вред, поскольку она не получала заработную плату, имея на иждивении трех несовершеннолетних детей.
Определением суда от 03 февраля 2022 года производство по делу было прекращено в части требования Середы Ж.В. о допуске ее к работе в связи с отказом истца от этого требования и принятия данного отказа судом.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года исковые требования Середы Ж.В. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ от 28 октября 2021 года N N об отстранении Середы Ж.В. от работы. С МБУК "ЦКС" в пользу Середы Ж.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула в размере 142 587, 09 руб, компенсация морального вреда в размере 30 000 руб, возмещение расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. С МБУК "ЦКС" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4051, 94 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2022 года решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Середа Ж.В. на основании трудового договора от 03 октября 2017 года N97 работает в муниципальном бюджетном учреждении культуры "Централизованная клубная система Пуровского района" (МБУК "ЦКС") в должности методиста.
Местом ее работы является Филиал МБУК "ЦКС" дом культуры "Маяк" поселка Уренгой.
Главным государственным санитарным врачом по Ямало-Ненецкому автономному округу 08 октября 2021 года принято постановление N29 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом".
В редакции, действующей до 10 декабря 2021 года включительно, указанное постановление предусматривало обеспечение, начиная с 08 октября 2021 года, проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению ЯНАО в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности ряда категорий, включая работников учреждений культуры (пункт 1.5). Пункт 3.2 постановления возлагал на руководителей предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальных предпринимателей обязанность обеспечить отстранение от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 данного постановления (лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19").
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ЯНАО от 10 декабря 2021 года N36 пункт 3.2 признан утратившим силу с 11 декабря 2021 года.
На основании данного постановления директором МБУК "ЦКС" 11 октября 2021 года издан приказ N87-о/д "О вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с которым работникам данного Учреждения предписано пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 15 октября 2021 года, предоставить в отдел кадров сертификат о вакцинации от COVID-19, а при наличии противопоказаний - объяснение со справкой, подтверждающей их наличие, в срок до 12 октября 2021 года. Этим приказом также предусмотрено, что в случае отказа от вакцинации работники подлежат отстранению от работы без сохранения заработной платы.
12 октября 2021 года Середа Ж.В. представила ответчику заявления, в которых указала о своем несогласии на получение и на разглашение любым лицам ее врачебной тайны, в том числе, сведений о наличии ПЦР-теста на новую коронавирусную инфекцию, сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции, справки об антителах, медотвода и так далее, на разглашение любым лицам других ее персональных данных; запретила МБУК "ЦКС" как работодателю передачу третьим лицам ее персональных данных, содержащих сведения, составляющее врачебную тайну. Также указала, что выполняемая ею работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825.
15 октября 2021 года МБУК "ЦКС" направило истцу уведомление, в котором сообщило о месте и времени прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, указало на необходимость представления в отдел кадров Учреждения сертификата о вакцинации либо справки, подтверждающей медотвод, в срок до 18 октября 2021 года. Также сообщило, что в противном случае истец будет отстранена от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
18 октября 2021 года сотрудниками МБУК "ЦКС" (заместителем директора, ведущим специалистом по кадрам, методистом, специалистом по охране труда) составлен акт N3 о непредставлении Середой Ж.В. запрашиваемых приказом от 11 октября 2021 года N87-о/д и письмом от 15 октября 2021 года N1384 документов.
В период с 19 октября 2021 года по 23 октября 2021 года Середа Ж.В. находилась в командировке в г. Салехард.
После возвращения истца из командировки приказом работодателя от 22 октября 2021 года N N Середа Ж.В. была переведена на удаленный режим работы в связи с отсутствием вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 25 октября 2021 года до предоставления сертификата о вакцинации или справки о наличии противопоказаний к вакцинации.
После перевода на удаленный режим работы письмом от 27 октября 2021 года N N истец была уведомлена о необходимости представить в отдел кадров Учреждения сертификат о вакцинации либо документы, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцине, в срок до 18:00 27 октября 2021 года, в уведомлении указано, что в противном случае она будет отстранена от работы с 28 октября 2021 года на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
28 октября 2021 года сотрудниками МБУК "ЦКС" (заместителем директора, ведущим специалистом по кадрам, методистом, специалистом по охране труда) составлен акт N4 о непредставлении истцом запрошенных приказом от 11 октября 2021 года N N и письмом от 27 октября 2021 года N N документов.
Приказом МБУК "ЦКС" от 28 октября 2021 года N N истец была отстранена от работы в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 28 октября 2021 года и до издания Главным государственным санитарным врачом по Ямало-Ненецкому автономному округу постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе, представления работником сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19, без сохранения заработной платы на весь период отстранения от работы.
28 октября 2021 года истцу направлено уведомление о том, что в ее адрес выслано дополнительное соглашение от 28 октября 2021 года об изменении условий трудового договора, предусматривающих отмену удаленной работы.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 28 октября 2021 года условие о том, что работа, выполняемая истцом, является дистанционной работой, исключено из трудового договора. Указано, что дополнительное соглашение вступает в силу с 28 октября 2021 года.
Приказом МБУК "ЦКС" от 13 декабря 2021 года N N в связи с внесением изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года N29 уведомлением от 13 декабря 2021 года N N Середа Ж.В. было предписано приступить к работе 14 декабря 2021 года, а бухгалтерии начислять заработную плату истцу пропорционально отработанному времени.
Разрешая заявленные Середа Ж.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что прививка от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) была внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в Ямало-Ненецком автономном округе принято постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу, в связи с чем данная прививка является обязательной для отдельных категорий граждан. В то же время суд указал, что занимаемая истцом должность не входит в перечень работ, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок, при этом постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2019 года N29 с учетом внесенных изменений не предусматривает возможности отстранения работника от работы, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый истцом приказ является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, указал, что истец относилась к категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2019 года N29 с учетом. Вместе с тем, указал, что при наличии у работодателя дистанционного режима работы (либо возможности его организации) отстранение работника от работы в связи с не прохождением им вакцинации без сохранения заработной платы не может быть признано законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено частями 2 и 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статье 10 Федерального закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
С учетом изменений в календарь профилактических прививок, внесенных приказом Минздрава России от 03 февраля 2021 года N 47н, приоритет 1-3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлен для следующих лиц: в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более (1 уровень).
Взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг (2 уровень).
Государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу (3 уровень).
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Постановление Главного государственного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года N29 принято в целях стабилизации и снижения показателей заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), стабилизации показателей смертности и летальности населения Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Приказ от 03 февраля 2021 года N47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н"), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней").
Пункт 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года N29 в редакции, действовавшей до 10 декабря 2021 года включительно, предусматривал, что работники, не имеющие ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющие законченного курса вакцинации, за исключением указанных в пункте 1.8 данного постановления должны быть отстранены от работы и переведены на дистанционный режим работы.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система "Пуровского района", что любые профилактические прививки делаются добровольно, однако результатом отказа от вакцинации может быть отстранение работника от работы без сохранения заработной платы, что не противоречит законодательству; что являются неверными выводы суда о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу не может расцениваться в качестве нормативного правового акта, который согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации является основанием отстранения от работника работы; что право выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям предоставлено главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации законом, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях.
Разрешая спор и удовлетворяя в части исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что при наличии у работодателя возможности организации для истца дистанционного режима работы, и возможности исполнения истцом должностных обязанностей в дистанционном режиме с учетом имеющейся практики такой работы, исходя из функционала истца, позволяющего исполнять должностные обязанности в дистанционном режиме, отстранение работника от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением им вакцинации не может быть признано законным, что свидетельствует о незаконности приказа об отстранении Середы Ж.В. от работы.
Судами учтено, что приказом МБУК "ЦКС" от 22 октября 2021 года N N Середа Ж.В. была переведена на удаленный режим работы в связи с отсутствием вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 25 октября 2021 года. Возможность перевода работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19, на дистанционный режим работы была предусмотрена пунктом 3.2 постановления Главного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08 октября 2021 года N29 (в редакции, действовавшей до 10 декабря 2021 года).
Судами отмечено, что на момент издания оспариваемого приказа объективных причин для невозможности перевода истца на дистанционный режим работы, ответчиком не представлено, хотя введение в отношении истца удаленного (дистанционного) режима работы в полной мере соответствовало бы целям недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система "Пуровского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.