Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-644/2022 по иску Зоркиной Екатерины Степановны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", по кассационной жалобе Зоркиной Екатерины Степановны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зоркина Е.С. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о признании решения от 27 апреля 2022 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
В обоснование требований указала на то, что письмом от 27 апреля 2022 года N СЭД-33.10-01-14-28 ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда". С указанным решением она не согласна, поскольку проработала около 30 лет педагогическим работником. В 2004 году в Пенсионном фонде Российской Федерации оформила пенсию по выслуге лет за 25 лет работы педагогом. При этом ни Пенсионный фонд, ни соцзащита не предупредили ее, что нужно оформить звание "Ветеран труда".
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 августа 2022 года, Зоркиной Е.С. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Зоркина Е.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель ответчика просил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 22 апреля 2022 Зоркина Е.С. обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Для присвоения звания "Ветеран труда" Зоркина Е.С. представила грамоту Кудымкарского ГК ВЛКСМ от 22 сентября 1981 года за активное участие в жизни комсомольской организации и успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, почетную грамоту районо и райкома профсоюза работников просвещения от 03 октября 1981 года за успехи в учебно-воспитательной работе в честь дня учителя, грамоту Пермского областного центра детского и юношеского туризма от 13-15 ноября 1997 года. Кроме того, согласно справке МАОУ "Верх-Юсьвинская" основная общеобразовательная школа" N 263 от 09 октября 2012 года в книге учета поощрений сотрудников МАОУ "Верх-Юсьвинская" основная общеобразовательная школа" имеется запись за N 10 о поощрении Зоркиной Е.С. грамотой за участие в областном конкурсе "Музей и дети".
Согласно записям в трудовой книжке трудовая деятельность Зоркиной Е.С. с 15 августа 1979 года по 27 октября 2004 года протекала в общеобразовательных учреждениях: Верх-Юсьвинская школа, Теплогорская средняя школа, Пятинская основная общеобразовательная школа, Ленинская средняя общеобразовательная школа.
С 31 августа 2004 года Зоркина Е.С. является получателем страховой пенсии по старости, ее страховой стаж составляет 29 лет 04 месяца 02 дня.
По результатам рассмотрения представленных документов решением от 27 апреля 2022 года N СЭД-33.10-01-14-28 Зоркиной Е.С. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием соответствующего ордена или медали, либо почетного звания СССР или Российской Федерации, либо ведомственного знака отличия в труде.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае", утвержденным Указом Губернатора Пермского края 04 апреля 2006 года N 50, исходил из того, что представленные истцом грамоты не являются ведомственными знаками отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом "О ветеранах", а в соответствии со статьей 22 данного закона - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Пермского края порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 04 апреля 2006 года N 50.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Документы, подтверждающие награждение знаками отличия в труде, учрежденными Федерацией независимых профсоюзов России и центральными комитетами общероссийских профсоюзов, и ведомственными знаками отличия в труде, рассматриваются для присвоения звания "Ветеран труда", если ими были награждены граждане, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.
Согласно пункту 3.1.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), являются документы, подтверждающие награждение гражданина нагрудными и почетными знаками, знаками, нагрудными значками, значками, медалями, дипломами, благодарностями, почетными званиями работников соответствующей сферы деятельности (отрасли экономики), почетными грамотами, учрежденными в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, высшими судебными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами государственной власти и управления СССР и РСФСР.
Исходя из указанных положений одним из оснований для присвоения звания "Ветеран труда" является наличие ордена, медали или почетного звания СССР или Российской Федерации, грамоты или благодарности Президента Российской Федерации либо награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято определенными органами.
Установив, что ВЛКСМ не был отнесен к высшим органам государственной власти СССР, а также к министерствам и ведомствам СССР, РСФСР, ему не были предоставлены полномочия действовать от имени органов государственной власти при принятии решений о награждении наградами комсомола; районо и райком профсоюза работников просвещения также не входят в структуру органов государственной власти, суды обоснованно пришли к выводу о том, что представленные истцом грамоты не могут быть признаны ведомственными наградами и не относятся к знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Зоркина Е.С. указывает на то, что она длительное время проработала в системе образования, награждена знаком отличия в труде "За добросовестный труд в системе образования", полагает, что почетные грамоты Управления образования, а также профсоюзов относятся к ведомственным знакам отличия, поскольку она награждалась за заслуги и достижения в труде.
Указанные доводы являются необоснованными, основанными на неправильном толковании норм права.
Судами правильно установлено, что представленные истцом грамоты не могут быть признаны ведомственными наградами и не относится к знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", а само по себе наличие длительного трудового стажа не дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о награждении истца именно знаком отличия в труде "За добросовестный труд в системе образования".
Ссылка истца в жалобе на письмо Департамента социального развития Пермской области от 28 марта 2006 года N 35-14-866 "О ведомственных знаках отличия в труде", а также письмо Минтруда Российской Федерации от 07 октября 1998 года N 5635-КС, судебной коллегией отклоняется.
Так, в письме Департамента социального развития Пермской области от 28 марта 2006 года N 35-14-866 "О ведомственных знаках отличия в труде" разъяснено, что вопросы отнесения знаков отличия в труде к ведомственным каждый субъект Российской Федерации может решать самостоятельно. Учитывая изложенное, а также увеличение объема поступающих от граждан документов, не отвечающих требованиям федерального законодательства для установления статуса ветерана труда, необходимо руководствоваться в работе условием, что в качестве ведомственных следует учитывать знаки отличия в труде, решение о награждении которыми за продолжительный и добросовестный труд отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, то есть решение о награждении лица должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы, в системе которого протекала работа согласно записям в трудовой книжке.
Вопреки доводам жалобы в письме Минтруда Российской Федерации от 07 октября 1998 года N 5635-КС приведен перечень наград (почетных званий, нагрудных знаков, грамот), которыми истец не располагает.
Кроме того, в настоящее время применению подлежит утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российский Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, которым установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований данного Положения.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой и кассационной инстанций и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец при рассмотрении ее дела, были предметом обсуждения судов и им дана соответствующая правовая оценка.
Оснований для иной оценки представленных доказательств и иных выводов судебная коллегия не находит.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные постановления приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 02 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зоркиной Екатерины Степановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.