Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зориной С.А, судей Вдовиченко И.М, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Усковой Тамары Васильевны на решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 марта 2022 года, вынесенные по гражданскому делу N2-40/2022 по иску Усковой Тамары Васильевны к Администрации Березовского района, Департаменту строительства ХМАО-Югры о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, восстановлении в списке участников программы.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ускова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Березовского района, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки; возложении обязанности восстановить ее в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, в рамках мероприятия "Обеспечения жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограммы, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки" государственной программы ХМАО-Югры Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п.
В обоснование иска указано, что в ноябре 2021 года от Департамента строительства ХМАО-Югры поступило решение об исключении ее из вышеуказанного списка. Истец является собственником жилого помещения по адресу: "данные изъяты". Указанное жилое помещение принадлежало ей и на момент постановки на учет, однако не являлось препятствием для включения в единый список граждан из числа коренных малочисленных народов.
Решением Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 12 августа 1999 года Усковой Т.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 46, 5 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты"
Ускова Т.В, "данные изъяты" года рождения, и Усков В.С, "данные изъяты" года рождения, зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу с 01 октября 1999 года по настоящее время.
В соответствии со справкой в состав семьи Усковой Т.В. входит Усков В.С.- муж. Поскольку в доме, расположенном по адресу ул. "данные изъяты", было зарегистрировано 7 человек, в том числе Усков В.С, Ускова Т.В, на момент подачи заявления о признании участниками подпрограммы на каждого члена семьи приходилось менее 12 кв.м общей площади жилого дома.
По заявлению от 15 июня 2012 года ОАО "Ипотечное агентство Югры" направило в адрес истца уведомление о признании участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года", на основании заявления Усковой Т.В. о признании ее участником указанной подпрограммы, с составом семьи - 2 человека.
12 августа 2020 года Ускова Т.В. обратилась в ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о предоставлении субсидии в планируемом финансовом 2021 году с составом семьи 2 человека.
30 июня 2021 года Департамент строительства ХМАО-Югры направил в адрес истца уведомление о том, что 28 июня 2021 года принято решение о предоставлении ей уведомления о возникновении права на получение субсидии в текущем году по мероприятию "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм", в котором указано, что для принятия решения о предоставлении субсидии в текущем году необходимо в течении 15 календарных дней со дня получения (для совершивших сделку по приобретению жилого помещения) и 90 календарных дней со дня его получения (для не совершивших такую сделку), предоставить в Департамент строительства ХМАО-Югры документы, предусмотренные п. 15 Порядка, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года N 643-П. Также разъяснены п.п.10, 44, 17, 18, 19 Порядка. В приложении к указанному уведомлению отражены случаи, при наступлении которых участники снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка участников мероприятия.
Указанное уведомление было получено Усковой Т.В. 19 июля 2021 года.
29 октября 2021 года Департамент строительства ХМАО-Югры на обращение истца от 22 октября 2021 года сообщил, что, учитывая полученные сведения о наличии в собственности Усковой Т.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью 46, 5 кв. м, в соответствии с нормами абзаца 2 подпункта 17.2 пункта 17 Порядка расчетный размер субсидии для семьи истца, претендующей на получение субсидии 2 человека, составляет 0 рублей. Истец повторно проинформирована о том, что поскольку уведомление о возникновении права на получение субсидии в текущем году получено истцом 19 июля 2021 года, срок его действия составил 90 календарных дней, уведомление утратило свою силу 17 октября 2021 года.
Согласно приказу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N572-п от 24 ноября 2021 года сняты с учета на получение субсидии и исключены из списков участников мероприятия, утвержденных приказами Департамента строительства ХМАО-Югры, согласно приложению 1 к настоящему приказу, в котором значится Ускова Т.В, основанием послужил п.п. 7.9 п.7 Порядка - непредставление документов в период действия уведомления, указанных в п.15 Порядка.
Руководствуясь Порядком представления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года N643-П (далее - Порядок), указав, что уведомление о возникновении права на получение субсидии в текущем году получено Усковой Т.В. 19 июля 2021 года, уведомление утратило свою силу 17 октября 2021 года; документы, предусмотренные пунктом 15 Порядка, Ускова Т.В. не представила ни в период действия уведомления, ни после издания приказа об исключении ее из списка участников мероприятия, доказательств обратного истцом не представлено, суд первой инстанции признал обоснованным исключение Усковой Т.В. с составом семьи из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм" на основании подп. 7.9 п. 7 Порядка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Березовского района, суд первой инстанции исходил из того, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Проверив оспариваемые судебные акты по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что на учет она была поставлена до 31 декабря 2014 года, на дату постановки действовал закон ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз, положения которого не предусматривали нормы снятия и утери основания получения субсидии, указанные ответчиком в своем уведомлении, основаны на неверном толковании норм материального права.
Ранее действовал закон ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-оз "О программе ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры" на 2005-2015 годы, составной частью которого являлась подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Законом ХМАО - Югры от 21 сентября 2010 года N 148-оз вышеуказанный Закон ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз с 01 января 2011 года признан утратившим силу.
После этого правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" были регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года N108-п.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09 октября 2013 г. N 408-п Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п признано утратившим силу с 01 января 2014 г.
С 01 января 2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", которым постановление Правительства ХМАО-Югры N 408-п признано утратившим силу с 01 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданами из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16).
При этом Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года N 346-п предусмотрено, что настоящее постановление распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, с 01 января 2021 года реализация мероприятия по предоставлению субсидий гражданам из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм осуществляется в соответствии с мероприятием "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограммы" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года N346-п.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Порядок).
Пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка является, в том числе непредставление документов в период действия уведомления, указанных в пункте 15 порядка.
Поскольку материалами дела установлено, что в период действия уведомления истец не предоставила Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимый пакет документов, предусмотренный пунктом 15 Порядка, суды пришли к обоснованному выводу о законности вынесенного ответчиком решения об исключении истца из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки (далее - Единый список).
Указание заявителя о том, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение не явилось причиной отказа в постановке в Единый список, истец ежегодно подавала заявление о предоставлении субсидии, ей было выдано уведомление о возникновении права на получение субсидии, истец располагал сведениями о наличии у нее жилого помещения, а также о том, что жилой дом находится в зоне затопления, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, основанием для исключения Усковой Т.В. из Единого списка явилось не предоставление ответчику необходимых документов в установленный срок, вопрос о наличии у нее нуждаемости в предоставлении субсидии предметом рассмотрения не являлся.
Кроме того, сам факт постановки заявителя в Единый список не подтверждает безусловное право истца на получение субсидии, поскольку, как следует из пункта 17.2 Порядка, при наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи жилых помещений, находящихся в собственности (в том числе долевой), расчет размера субсидии осуществляется исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, за вычетом общей площади (долей) имеющихся у участника мероприятия и членов его семьи жилых помещений.
Аналогичные нормы содержались в Законе ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (пункт 4 статьи 14).
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Усковой Тамары Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.