Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Горбуновой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-754/2022 по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю о понуждении к выполнению законных требований, по кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Голованова А.И. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, в котором с учетом уточнений просил возложить на ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность:
- в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить камеры ПКТ NN 7, 18 баком для питьевой воды с кружкой и тазом в количестве 1 комплекта, подставкой под бак для питьевой воды питания в количестве 1 шт. в каждую камеру;
- в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать спальные помещения общежития участка колонии-поселения карнизами с занавесками в спальном помещении N 3 (1 комплект на окно, всего 1 окно), 1 душевой сеткой на 20 человек, при лимите наполнения 53 человека требуется дополнительно оборудовать 2 душевые сетки. Обеспечить штрафной изолятор участка колонии-поселения 1 унитазом с проведением к нему системы канализации.
На ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю прокурор просил возложить обязанность организовать финансовое обеспечение расходов на устранение выявленных нарушений законодательства.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исправительного учреждения в феврале 2022 года были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в части отсутствия баков для питьевой воды с кружкой и тазом, подставки под бак для воды в штрафных помещениях. Не во всех жилых секциях общежития участка колонии на окнах имеются гардины с занавесками. Общежитие участка колонии-поселения оборудовано только 1 душевой сеткой доступной для помывки осужденных. В камере штрафного изолятора колонии-поселения отсутствует унитаз и проведенная к нему система канализации, чем нарушается право осужденных на отбывание наказания в надлежащих условиях.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 18 мая 2022 года с учетом внесенных в него исправлений определением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 30 мая 2022 года на ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить камеры ПКТ NN 7, 18 баком для питьевой воды с кружкой и тазом в количестве 1 комплекта, подставкой под бак для питьевой воды в количестве 1 штуки в каждую камеру; в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать спальное помещение N 3 общежития участка колонии-поселения карнизами с занавесками (один комплект на одно окно), а также двумя душевыми сетками, обеспечить штрафной изолятор участка колонии-поселения одним унитазом с проведением к нему системы канализации. На ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов на устранение выявленных нарушений законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю просят судебные акты отменить. Указывают, что собственником имущества ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю является Российская Федерация в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю на праве оперативного управления, также осуществляет ФСИН России. ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю. Таким образом, возложение на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по финансовому обеспечению расходов, связанных с устранением выявленных нарушений, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России. Ссылаясь на отсутствие доказательств отказа ФСИН России финансировать исправительное учреждение в целях устранения выявленных нарушений, полагают, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета. Возложение на ФСИН России указанной выше обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Представители ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК N 37 ГУФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Как установлено судами, приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2), которыми предусмотрено оборудование камеры помещения камерного типа баком для питьевой воды с кружкой и тазом в количестве 1 комплекта, подставкой под бак для воды в количестве 1 штуки. Также предусмотрено, что спальные помещения общежитий должны оборудоваться занавесками с карнизом (1 комплект на окно).
Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в результате проверок ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части отсутствия баков для питьевой воды с кружкой и тазом, подставки под бак для воды в камерах ПКТ N 7, 18. Были предъявлены требования о рассмотрении представления и решении вопроса о привлечении должностных лиц к ответственности.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что при ФКУ ИК N 37 ГУФСИН России по Пермскому краю организован участок колонии-поселения, на котором на 29 апреля 2022 года отбывало наказание 37 осужденных. Вместе с тем не во всех жилых секциях общежития участка колонии-поселения на окнах имеются гардины с занавесками, в спальном помещении N 3 отсутствуют занавески. В данном помещении 1 окно, требуется один комплект.
Также общежитие участка колонии-поселения оборудовано только 1 душевой сеткой, доступной для помывки осужденных, при установленном нормативе 1 душевой сетки на 20 человек.
В камере штрафного изолятора колонии поселения отсутствует унитаз и проведенная к нему система канализации.
Согласно докладной записке помощника прокурора Боярского Е.В. от 29 апреля 2022 года нарушения до настоящего времени не устранены.
Несоблюдение ФКУ ИК N 37 ГУФСИН России по Пермскому краю вышеприведенных норм нарушает право осужденных на отбывание наказания в надлежащих условиях.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 10, 99 Уголовно-исполнительный кодекса РФ (далее - УИК РФ), ст.ст. 1, 3 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", Уставом ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний", исходя из выявленных прокурором нарушений, пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по их устранению, на ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств, и ГУФСИН России по Пермскому краю, как территориального органа, осуществляющего материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, и распорядителя бюджетных средств, обязанности организовать финансовое обеспечение расходов по устранению выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием, не усмотрев оснований для вывода о допущенном судом первой инстанции вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность ответчиков, указав также, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований. Кроме того, судебная коллегия краевого суда не усмотрела вмешательства в финансовую деятельность органа исполнительной власти, поскольку суд не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а фактически указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с возложением на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по организации финансового обеспечения расходов на устранение выявленных нарушений законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 названного выше Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 38 указанного выше Закона осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Исходя из п. 1.2 Устава ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
В пунктах 4.2, 4.3 Устава КУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю закреплено, что ФСИН России в отношении учреждения осуществляет контроль деятельности и за использованием закрепленного за ним имущества, а ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Как указано в пп. 5.7, 5.8, 5.12 Устава, контроль использования по назначению и сохранностью имущества учреждения осуществляет ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
На основании подп. 2 п. 15 Положения о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, ГУФСИН России по Пермскому краю, как территориальный орган ФСИН России, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений; осуществляет подготовку обоснованности инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществляет контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.
Также согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов. В порядке подп. 6 п. 7 этого же Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю, которое в свою очередь также доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Следовательно, приведенными выше положениями на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю возложена прямая обязанность обеспечить финансирование ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные постановления являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и его территориального органа, являются несостоятельными, поскольку требования прокурора заявлены в связи с выявленными нарушениями требований закона, которые ответчики должны соблюдать. При установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом не осуществлено вмешательство в административно-хозяйственную деятельность ответчиков, так как исполнение возложенной на них судом обязанности принять меры к соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства предусмотрено действующим законодательством и не может быть обусловлено усмотрением ответчиков.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, повторяют позицию административных ответчиков, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.