Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 ноября 2008 г. N А05-1053/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Архангельской таможни Высоких М.Г. (доверенность от 30.07.2007 N 8),
рассмотрев 24.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2008 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-1053/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании требования Архангельской таможни (далее - таможня) от 18.01.2008 N 1 об уплате таможенных платежей (таможенных сборов и пеней в связи с их несвоевременной уплатой).
Решением от 04.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.07.2008, заявление общества удовлетворено, оспариваемое требование таможни признано недействительным, не соответствующим Таможенному кодексу Российской федерации (далее - ТК РФ).
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 124, 266, 357.6, 357.7, 357.9 ТК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон), а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Податель жалобы утверждает, что в данном случае спорные товары не отвечают условиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 266 ТК РФ, в связи с чем лишены статуса припасов, а следовательно, не подлежат освобождению от уплаты таможенных сборов (подпункт 12 пункта 1 статьи 357.9 ТК РФ). Передача заявителем товаров на другие суда носила постоянный, а не временный характер, обществом нарушен заявленный таможенный режим "перемещение припасов". Таможенная пошлина обществу не начислялась (в связи с тарифной льготой (пункт "б" статьи 35 Закона). В оспариваемом же требовании заявителю предложено уплатить только задолженность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление и соответствующих пеней, что отвечает положениям таможенного законодательства.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, пояснил правовую позицию таможенного органа.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в январе 2007 года на основании контракта от 09.01.2007 N 21/07, инвойса от 16.01.2007 N 110-10022 и накладных общество погрузило бункерное топливо и товары материально-технического снабжения (продукты питания, медикаменты и предметы технического снабжения) на принадлежащий заявителю теплоход "Василий Киселев". Указанные товары прошли таможенное оформление и (с разрешения таможни на погрузку и по факту их выпуска) вывезены 13.01.2007 на этом теплоходе с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов". Теплоход перевозил как товары для заправки других судов (и потребления на других судах), так и товары, необходимые для нормальной эксплуатации и технического обслуживания самого теплохода.
В целях таможенного оформления вывоза товаров 13.01.2007 общество подало в таможню генеральную декларацию и декларацию о судовых припасах, предварительно подготовив рейсовое обоснование расхода топлива, подписанное капитаном судна (том дела I; листы 42-43, 49).
Таможня отменила в порядке ведомственного контроля (статья 412 ТК РФ) решения должностных лиц Поморского таможенного поста в части выпуска товаров, вывезенных 13.01.2007 с таможенной территории Российской Федерации на судне "Василий Киселев" в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов" по заявкам на погрузку товаров, не предназначенных для обеспечения указанного судна (решение от 28.12.2007 N 10203000/281207/80; том дела II, листы 15-19). При этом таможенный органом сделан вывод о том, что при вывозе соответствующих товаров, не предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации теплохода "Василий Киселев" и вывозимых с целью передачи на другие суда, должен применяться иной таможенный режим (такие товары должны помещаться под иной таможенный режим).
В ходе специальной таможенной ревизии, проведенной в отношении общества в порядке статьи 376 ТК РФ, таможенный орган установил, что товары технического и продовольственного назначения, вывезенные на теплоходе "Василий Киселев" для потребления на теплоходах "К. Горбачев", "Заволжск", "Ветлуга" и "Ачинск", а также дизельное топливо в количестве 230 т, вывезенное и переданное для потребления на теплоход "Ветлуга", должны помещаться под иной таможенный режим. Из числа таможенных режимов, установленных действующим законодательством, таковым является таможенный режим "экспорт". При этом таможня признала общество имеющим право на тарифную льготу, в части таможенной пошлины со ссылкой на пункт "б" статьи 35 Закона, но констатировала неуплату таможенных сборов в общей сумме 27 500 руб. (акт ревизии от 11.01.2008 N 10203000/110108/00029/00; том дела I; листы 24-29).
По итогам контрольных мероприятий обществу направлено требование от 18.01.2008 N 1 об уплате 27 500 руб. таможенных сборов за таможенное оформление и 3 459 руб. 05 коп. пеней в связи с неправомерным декларированием товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации на теплоходе "Василий Киселев" 13.01.2007 в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов", с расчетом задолженности (том дела I; листы 5-9).
Общество, не согласившись с указанным требованием таможни по праву, оспорило его в судебном порядке. В заявлении, поданном в арбитражный суд, указано на отсутствие в рамках спорных правоотношений таможенного оформления и декларирования товаров. В уточнение правовой позиции (в отзыве на апелляционную жалобу таможни) заявитель ссылается на то, что в отношении соответствующих товаров не подавалась грузовая таможенная декларация, а следовательно, отсутствует "публичная услуга", требующая компенсации в пользу государства.
Спор по размеру и (или) расчету указанных в требовании платежей и пеней отсутствует.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества, посчитав, что товары правомерно помещены под таможенный режим "перемещение припасов", в связи с чем отсутствуют законные основания для доначисления таможенных сборов и пеней.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в связи с ошибочной правовой позицией судов. Судами неверно истолкованы положения материального закона (в их системном единстве).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-3 статьи 157 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
В рассматриваемом случае общество при таможенном оформлении вывозимых товаров заявило таможенный режим "перемещение припасов".
Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 264 ТК РФ).
В соответствии со статьей 265 ТК РФ под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов).
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 266 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
Особенности таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим "перемещение припасов" (в момент возникновения спорных правоотношений) были установлены приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" (далее - Приказ).
Пунктом 2 приложения к Приказу предусмотрено, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимаются при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
В данном случае припасами является топливо и судовое снабжение, которые необходимы для нормальной эксплуатации и технического обслуживания теплохода "Василий Киселев". Поместив весь перемещаемый товар под таможенный режим "перемещение припасов", общество приняло на себя обязанность соблюдать условия и ограничения, налагаемые на товар согласно этому режиму.
Из материалов дела следует, что теплоход "Василий Киселев" использовал часть топлива и судового снабжения для передачи на другие суда, которые в свою использовали полученное топливо и судовое снабжение для обеспечения их нормальной эксплуатации, для собственного потребления в нарушение требований, установленных пунктом 6 статьи 266 ТК РФ, согласно которой припасы с разрешения таможенного органа могут быть лишь временно выгружены (переданы) на другие суда.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом заявленного таможенного режима "перемещение припасов".
В то же время по смыслу приведенных положений таможенного законодательства факт принадлежности обществу и судна-перевозчика и судов-получателей спорных товаров не имеет правового значения.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении обществом таможенного режима перемещения припасов нельзя признать правомерным.
В силу положений статьи 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
К таможенным сборам относятся, в том числе таможенные сборы за таможенное оформление (статья 357.1 ТК РФ).
Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление, являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.2 ТК РФ). Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать таможенные сборы (пункт 1 статьи 357.5 ТК РФ). Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (пункт 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 265 ТК РФ, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских, речных или воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов (подпункт 12 пункта 1 статьи 357.9 ТК РФ).
По делу установлено, что обществом поданы заявки (накладные) на судовое снабжение и дизельное топливо для осуществления таможенного оформления товаров, вывезенных на теплоходе "Василий Киселев" для потребления на других теплоходах в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов", а равно судовые декларации. Эти документы проверены таможенным органом, после чего товары выпущены и покинули территорию Российской Федерации. Однако после выпуска товаров таможней установлено, что таковые перемещались через таможенную границу Российской Федерации в нарушение таможенного режима "перемещение припасов".
Таким образом, в силу приведенных положений таможенного законодательства таможенное оформление товаров состоялось, "публичная услуга" оказана таможенным органом, освобождение от уплаты таможенных сборов (в части спорных товаров) неправомерно, а следовательно, имеются правовые и фактические основания для соответствующей компенсации государству. Размер же такой компенсации, а равно ее обязательность не ставятся в зависимость от формы декларирования (пункт 1 статьи 124 ТК РФ, пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Таможенный контроль проведен в пределах годичного срока (пункт 2 статьи 361, пункт 2 статьи 360 ТК РФ). Оспариваемое требование направлено в соответствии с положениями статей 329, 348 - 350, пункта 4 статьи 357.2 ТК РФ.
При рассмотрении дела суды должным образом установили фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела по существу, исследовали представленные участниками спора доказательства, но неправильно применили нормы материального права. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 части 1), 289 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу А05-1053/2008 отменить.
В удовлетворении заявления открытому акционерному обществу "Архангельский траловый флот" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" в пользу Архангельской таможни 1 000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
подпись Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2008 г. N А05-1053/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника