Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Сухоруковой А.А, с участием прокурора Гаврилова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-773/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" на решение Брянского областного суда от 6 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" о признании недействующим в части решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года N 405 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска".
Заслушав доклад судьи Стоян Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" Супруна А.А, заключение прокурора Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года N 405 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее - Схема размещения НТО). Указанное решение опубликовано 29 апреля 2016 года в муниципальной газете "Брянск", N 17.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска установлен период функционирования нестационарных торговых объектов для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению: для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) - 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта; для специализированных автоприцепов - 12 месяцев со дня выдачи паспорта временного объекта; для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов - 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 года N N Схема размещения НТО дополнена абзацем следующего содержания: "Для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции - 12 месяцев" (пункт 1.11).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 сентября 2018 года N N в Схему размещения НТО в части установления периода функционирования нестационарных торговых объектов внесены изменения: после раздела "Лотки" по Фокинскому району исключен текст "для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению" (пункт 1.15).
ООО "Русинвест" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит суд признать недействующим с 29 апреля 2016 года решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года N 405 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска", в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарных торговых объектов в части киосков и павильонов в отсутствие периода их функционирования бессрочно.
В обоснование заявленных требований ООО "Русинвест" указывает на то, что является владельцем паспортов временных объектов нестационарной торговли по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес".
Административный истец полагает, что оспариваемое решение противоречит статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральному законодательству в сфере торговой деятельности, а именно: статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р "О рекомендациях органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по вопросу о новых возможностях для розничного сбыта товаров"; распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р "Об утверждении Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы"; приказу Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года N 80 "О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р".
Кроме того, оспариваемым решением в отношении нестационарных торговых объектов ООО "Русинвест" бессрочный период функционирования не установлен, в связи с чем, по мнению административного истца, необходимо продлевать срок действия паспорта временного объекта, в то время как на необходимость бессрочной установки НТО указывается в письмах Минпромторга России от 27 января 2014 года N ЕВ-820/08 "О нестационарной торговле", от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08 "О направлении Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации".
Решением Брянского областного суда от 6 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Русинвест" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Русинвест" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием оснований для отказа в удовлетворении административного иска. В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года N 405 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска", в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарных торговых объектов в части киосков и павильонов в отсутствие периода их функционирования бессрочно противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника нестационарных торговых объектов.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, представителями Брянского городского Совета народных депутатов, Брянской городской администрации представлены письменные возражения об их несостоятельности и законности судебного акта.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", правомерно исходил из того, что оспариваемая норма принята уполномоченным лицом в пределах его полномочий, нормами федерального или регионального законодательства не предусмотрено предписаний, обязывающих устанавливать бессрочный период функционирования нестационарных торговых объектов, и в этой связи пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктами 3 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Указанный федеральный закон создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный кодекс Российской Федерации закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ).
Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, Устава города Брянска, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, порядку опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Пункт 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 определяет, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
Таким образом, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях, государственная собственность на которые не разграничена, равно как не содержит запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора по результатам проведения конкурентных процедур.
Как следует из части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года N 589 (далее - Порядок).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается, изменяется и дополняется для систематизации размещения нестационарных торговых объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и необходимости создания комфортной среды для граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Схема размещения нестационарных торговых объектов формируется, изменяется и дополняется в целях: достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства, недопущения сокращения торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций; создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; расширения каналов сбыта продукции российских производителей; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов, форм и способов торговли (пункт 1.2 Порядка).
Согласно указанному Порядку в схему размещения нестационарных торговых объектов включаются: павильоны; киоски; торговые автоматы и иные временные торговые объекты; нестационарные передвижные торговые объекты (мобильные объекты) - лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки (пункт 2.4); схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются: место нахождения нестационарного торгового объекта (адресные ориентиры); ассортимент предлагаемых к продаже товаров хозяйствующий субъект определяет самостоятельно в соответствии со специализацией нестационарного торгового объекта; вид торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности; период функционирования нестационарного торгового объекта (пункт 2.5 Порядка).
Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее - Положение), утвержденное решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года N803 регулирует отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Брянска.
Исходя из пункта 1.4 Положения о порядке размещения НТО размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Положением, без проведения аукциона.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, выдается паспорт временного объекта, который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.
Порядок проведения аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска устанавливается Брянской городской администрацией.
Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в следующих случаях:
- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией;
- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией;
- предоставления компенсационного места в соответствии с порядком, установленным Брянской городской администрацией.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Положение о порядке проведения аукциона на право размещения НТО на территории города Брянска, утверждено постановлением Брянской городской администрации от 2 августа 2017 года N 2720-П.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта, в котором указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта.
Период функционирования нестационарных торговых объектов составляет: для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) - 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта; для специализированных автоприцепов - 12 месяцев со дня выдачи паспорта временного объекта; для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов - 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября); для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции - 12 месяцев (пункт 3.8 оспариваемого Положения).
Согласно пункту 5.2 Положения действие паспорта временного объекта прекращается, в том числе, в случае истечения срока действия паспорта временного объекта.
После истечения срока действия паспорта временного объекта либо досрочного прекращения действия паспорта временного объекта нестационарный торговый объект в 10-дневный срок подлежит демонтажу (сносу) за счет средств владельца нестационарного торгового объекта без ущерба для эстетического состояния земельного участка, за исключением случая, если владелец нестационарного торгового объекта стал победителем нового аукциона на соответствующее место, предусмотренное Схемой, или получил право на размещение нестационарного торгового объекта на соответствующем месте без проведения аукциона в случаях, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего Положения (пункт 5.4 Положения).
В силу пункта 5.6 Положения в срок не позднее чем за 1 месяц до дня истечения срока действия паспорта временного объекта, а в случае досрочного прекращения действия паспорта временного объекта не позднее 15 календарных дней со дня прекращения действия паспорта временного объекта Брянская городская администрация в установленном порядке объявляет новый аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта в соответствующем месте, предусмотренном Схемой.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт предусматривает предоставление прав на размещение НТО хозяйствующим субъектам на равных условиях, без возможности установления каких-либо преимуществ для отдельных предпринимателей, что согласуется с нормами, имеющими большую юридическую силу о заключении договоров пользования государственным или муниципальным имуществом после прохождения конкурентных процедур.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска включает: вид нестационарного торгового объекта (киоск, павильон, лоток, торговый автомат и т.д.); сведения о местонахождении нестационарного торгового объекта (адресные ориентиры); информацию о специализации нестационарного торгового объекта; сведения об использовании нестационарного торгового объекта субъектом малого или среднего предпринимательства, и период функционирования нестационарных торговых объектов: для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) - 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта; для специализированных автоприцепов - 12 месяцев со дня выдачи паспорта временного объекта; для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов - 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября); для лотков, палаток и иных нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции - 12 месяцев.
Таким образом, установление в Схеме размещения НТО периода функционирования нестационарных торговых объектов не противоречит федеральному законодательству в сфере торговой деятельности и соответствует Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденному приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года N589, а также Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года N803.
Установив соответствие оспариваемого нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие в нем признаков неопределенности и нарушений прав и законных интересов административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска ООО "Русинвест".
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений Схемы размещения НТО требованиям федерального законодательства, имеющего большую силу, со ссылкой на положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р "О неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли", распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р "Об утверждении Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы", приказа Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года N 80 "О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р", письмо Минпромторга России от 27 января 2014 года N ЕВ-820/08 "О нестационарной торговле" и письмо Минпромторга России от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08 "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации") обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан рекомендовано, в том числе: оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках; продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации N 208-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации пункта 1 настоящего распоряжения рекомендовано разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
В пункте 1 Приложения 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" предписано установить возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 по 31 декабря 2026 года.
Пункт 4 Приложения N 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 определяет, что сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1-3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 208-р Управлением потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области 15 марта 2021 года принят приказ N 80, которым органам местного самоуправления Брянской области рекомендовано продлевать действующие договоры на право размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов до отмены распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р (подпункт 1.4 пункта 1 приказа).
Обязать органы местного самоуправления Брянской области в срок до 20 марта 2021 года принять необходимые для реализации подпунктов 1.1 - 1.8 настоящего приказа соответствующие нормативные правовые акты и доклад по выполнению настоящего приказа направить в адрес управления потребительского рынка Брянской области, далее информацию предоставлять ежеквартально (подпункт 2.2 пункта 2 приказа).
Проанализировав вышеуказанные положения распоряжения Правительства Российской Федерации N 208-р, постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 приказа Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 15 марта 2021 года N 80, суд пришел к верному выводу о том, что указанные акты имеют рекомендательный характер и не содержат положений обязывающих и предписывающих устанавливать бессрочный период функционирования нестационарных торговых объектов.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод ООО "Русинвест" о противоречии оспариваемых положений Схемы размещения НТО распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы", которое содержит рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них, поскольку положений, регламентирующих сроки функционирования нестационарных торговых объектов, указанное распоряжение Правительства Российской не содержит.
Письма Минпромторга России от 27 января 2014 года и от 23 марта 2015 года, на которые в обоснование заявленных исковых требований и в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается административный истец, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативных правовых актов в значении, отличающемся от изложенных в них разъяснениях.
Кроме того, судом проверено содержание оспариваемой нормы на соответствие положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающим органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречие которым, по доводам административного истца, не установлено. Судом обоснованно отмечено, что оспариваемый нормативный правовой акт предполагает предоставление прав на размещение НТО хозяйствующим субъектам на равных условиях, без возможности установления каких-либо преимуществ для отдельных предпринимателей.
Вопреки доводам жалобы оспариваемое положение не ограничивает права административного истца в связи с чем, ссылка на положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.