Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Пономаревой Е.И, Харебиной Г.А, при секретаре судебного заседания Ангаповой К.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-159/2022 по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" на решение Рязанского областного суда от 23 сентября 2022 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление компании с ограниченной ответственностью "РЯЗАНЬ ШОППИНГ МОЛЛ ЛИМИТЕД" к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об оспаривании решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н, выслушав возражения относительно апелляционной жалобы представителя административного истца по доверенности Кострыкиной Ю.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
компания с ограниченной ответственностью "РЯЗАНЬ ШОППИНГ МОЛЛ ЛИМИТЕД" (далее - КОО "РЯЗАНЬ ШОППИНГ МОЛЛ ЛИМИТЕД") обратилась в Рязанский областной суд с административным иском о признании решения Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РО "Центр ГКО") об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что является собственником нежилого здания - торгово-развлекательного комплекса с кадастровым номером N, общей площадью 69 769, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
По мнению административного истца, кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. размере 3 173 230 557, 97 рублей больше рыночной стоимости данного объекта недвижимости, определенной оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО9. в отчёте об оценке N 3021/2021/1/2 от 6 декабря 2021 г, составленном по состоянию на 13 июля 2021 г, в размере 1 500 491 000 рублей, что нарушает права административного истца на справедливое налогообложение.
В целях установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в порядке внесудебного урегулирования спора КОО "РЯЗАНЬ ШОППИНГ МОЛЛ ЛИМИТЕД" обращалась с соответствующим заявлением в ГБУ РО "Центр ГКО", однако, решением данного учреждения N ОРС-62/2022/ N от 25 января 2022 г. в удовлетворении указанного заявления компании было отказано, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Полагая, что принятое ГБУ РО "Центр ГКО" решение является необоснованным и немотивированным, со ссылкой на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) административный истец просил суд признать его незаконным и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 62:29:0050005:89 равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 июля 2021 г. в размере 1 500 491 000 рублей, определённой в отчёте оценщика.
Решением Рязанского областного суда от 23 сентября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично. Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N установлена в размере рыночной стоимости - 1 851 383 000 рублей по состоянию на 13 июля 2021 г.; датой подачи заявления постановлено считать 27 декабря 2021 г.; в удовлетворении требования о признании незаконным решения ГБУ РО "Центр ГКО" N ОРС-62/2022/ N от 25 января 2022 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано.
Не согласившись с решением суда, ГБУ РО "Центр ГКО" подана апелляционная жалоба, в которой учреждение просит решение Рязанского областного суда от 23 сентября 2022 г. отменить в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда противоречит положениям Федерального закона N 237-Федерального закона; требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не имеет самостоятельного характера и является производным от требования об оспаривании решения бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости; удовлетворение судом требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, иной чем определена отчетом об оценке, будет являться фактически подменой судом исполнительного органа, поскольку суд осуществит таким образом функции государственного бюджетного учреждения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ГБУ РО "Центр ГКО", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области, Администрации г. Рязани, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального закона N 237-ФЗ, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в постановлении от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28), и пришёл к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, поскольку они, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования полученных судом доказательств.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что КОО "РЯЗАНЬ ШОППИНГ МОЛЛ ЛИМИТЕД" является собственником нежилого здания - торгово-развлекательного комплекса с кадастровым номером N, общей площадью 69 769, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14 октября 2020 г. N 23-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Рязанской области" по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 3 173 230 557, 97 рублей.
Поскольку результатами определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N затронуты права и обязанности административного истца, постольку он вправе обратиться с настоящим административным иском в суд.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом N 135-ФЗ, Федеральным законом N 237-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 269-ФЗ.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 г. N 534-р на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 г.
Таким образом, с указанной даты на территории Рязанской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой может быть оспорено в суд только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта.
При этом одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 г.), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г.).
Из материалов административного дела следует, что, исполняя требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, административный истец подготовил отчёт об оценке рыночной стоимости нежилого здания от 6 декабря 2021 г. N 3021/2021/1/2, составленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО10, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости была определена по состоянию на 13 июля 2021 г. в размере 1 500 491 000 рублей.
Дата определения рыночной стоимости в отчёте об оценке обоснованно не совпадает с датой определения кадастровой стоимости, поскольку в рамках нового правового регулирования не происходит оспаривание кадастровой стоимости, а лишь установление кадастровой стоимости в размере рыночной, при этом в силу прямого указания пункта 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не позже 6 месяцев с даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
Поскольку обращение административного истца в ГБУ РО "Центр ГКО" последовало 27 декабря 2021 г, постольку определение рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 13 июля 2021 г. является законным и обоснованным.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2021 г.), при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость также должна определяться на дату, указанную в отчёте.
Отказывая в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на основании отчёта об оценке рыночной стоимости нежилого здания, ГБУ РО "Центр ГКО" в разделе V решения N ОРС-62/2022/ N от 25 января 2022 г. указало, что причинами к отказу послужили: использование неполных и (или) недостоверных сведений; наличие в отчёте расчётных или иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости; нарушение требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение принято компетентным органом, поскольку одним из основных видов деятельности ГБУ РО "Центр ГКО" является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Судебная коллегия также отмечает, что решение принято в срок, установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, содержит необходимые реквизиты и подписано уполномоченным лицом.
В данной части решение бюджетного учреждения не оспаривается.
В предмет доказывания по данной категории дел, вопреки утверждению административного ответчика, входят следующие юридически значимые обстоятельства:
- законность/незаконность обжалуемого решения бюджетного учреждения (в том числе компетенция, сроки, порядок принятия оспариваемого решения);
- соответствие отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности;
- размер рыночной стоимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату её определения в отчёте об оценке, который был предметом рассмотрения обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как было указано выше, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного рассмотрения настоящего дела, исходя из системного анализа положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, Федерального закона N 135-ФЗ, является соответствие или несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также определения величины рыночной стоимости, которые требуют специальных познаний, за редкими случаями явного нарушения оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности, выявление которых возможно лицом не имеющим специальных познаний (например, отсутствие у оценщика, составившего отчет членства в саморегулируемой организации оценщиков либо полиса страхования ответственности и тому подобное).
Использование в рамках административного процесса специальных познаний возможно в том числе путем назначения по делу судебной экспертизы.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 59, статьями 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления N 28, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о возможности назначения по делам указанной категории судебной экспертизы, так как заключение эксперта является средством доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора.
С целью правильного и всестороннего рассмотрения дела в пределах установленных юридически значимых обстоятельств, поскольку оценка представленного отчёта и определение величины рыночной стоимости объектов недвижимости требуют специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 6 июня 2022 г. была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы от 21 июля 2022 г. N 545/2022, выполненной экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО11, отчёт об оценке не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 13 июля 2022 г. составляет 1 851 383 000 рублей.
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется. Экспертное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение.
Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нём суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведённая в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Определённая экспертом итоговая величина рыночной стоимости объекта исследования отвечает понятию рыночной стоимости, приведенному в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Так, экспертом проведён анализ рынка, определён сегмент рынка объекта исследования, для расчета рыночной стоимости объекта недвижимости выбраны объекты-аналоги, сопоставимые по своим характеристикам с оцениваемым объектом недвижимости. В приведенных в заключении расчётах приведены значимые характеристики отобранных объектов-аналогов с указанием источников информации, при необходимости проведены соответствующие корректировки. В ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены комментарии на заключение эксперта, на которые экспертом даны письменные пояснения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что кадастровая стоимость спорного нежилого здания не могла быть установлена в размере рыночной определённой в отчёте об оценке, в связи с чем пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании решения ГБУ РО "Центр ГКО" N ОРС-62/2022/ N от 25 января 2022 г. незаконным и установилкадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определённой в заключении эксперта.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о невозможности установления кадастровой стоимости в размере рыночной в случае отказа в удовлетворении требований о признании решения бюджетного решения незаконным ввиду следующего.
Несмотря на факультативный и производный характер данного требования, с учетом изложений диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложения и принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства провести в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции было принято правильное решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной заключением эксперта.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на существо обжалуемого решения.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рязанского областного суда от 23 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.