Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Авдонкина В.С. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-21/2022 по кассационной жалобе административного истца Козлова Сергея Сергеевича на апелляционное определение Северного флотского военного суда от 7 июня 2022 г. по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Козлова С.С. об оспаривании действий начальника территориального отдела " "данные изъяты" (далее по тексту - Отдел), связанных с отказом в изменении данных жилищного учета.
Заслушав доклад председательствующего, кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Полярнинский гарнизонный военный суд решением от 15 апреля 2022 г. удовлетворил названный административный иск Козлова.
Суд признал незаконным решение начальника отдела от 14 февраля 2022 г. об отказе во внесении в учетные данные административного истца сведений о наличии у него статуса ветерана подразделений особого риска, возложив на должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о внесении в учетные данные Козлова сведений о праве на предоставление дополнительной площади жилого помещения.
Северный флотский военный суд решение суда первой инстанции отменил в связи с неправильным применением норм материального права и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Козлова.
В поданной 21 ноября 2022 г. кассационной жалобе административный истец просит апелляционное определение отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование, анализируя положения ст. 2 и 55 Конституции Российской Федерации, п. 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее по тексту - Правила), ч. 3 ст. 14 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 " "данные изъяты"" (далее по тексту - Закон), в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих"), а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П, Козлов отмечает, что суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в случае участия его в программе, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, при предоставлении субсидии на приобретение жилья в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, он имел бы право на обеспечение жилой площадью как ветеран подразделений особого риска.
Однако, утверждает Козлов, при этом флотский суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у него права на дополнительную жилую площадь при обеспечении жильем от военного ведомства в форме жилищной субсидии.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судебными инстанциями установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Козлов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 2003 году, проходит военную службу в "данные изъяты", где обеспечен служебным жилым помещением, и имеет выслугу более 20 лет в календарном исчислении.
Согласно удостоверению, выданному председателем Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации 6 июля 2004 г, он имеет право на льготы, предусмотренные подп. "в" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1.
Решением начальника филиала "данные изъяты" от 9 декабря 2021 г. административный истец с 11 октября 2021 г. принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в "данные изъяты" с формой реализации права путем предоставления жилищной субсидии.
3 февраля 2022 г. он направил начальнику Отдела заявление с просьбой внести в его учетные данные сведения о праве на 15 кв. м. дополнительной жилой площади как ветерану подразделений особого риска, в чем ему было отказано решением от 14 февраля 2022 г, оформленным административным ответчиком в виде сообщения.
Полагая о наличии у Козлова права на увеличение норматива общей площади жилого помещения на 15 кв. м. при предоставлении жилищной субсидии, суд первой инстанции исходил из положений ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 5 Правил, п. 3 ст. 14 Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, и с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П, заключил, что административный истец до внесения в Закон изменений получил право как ветеран подразделений особого риска на обеспечение дополнительной площадью жилого помещения.
Однако суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска Козлова, пришел к верному выводу о том, что согласно решению уполномоченного органа Козлов в соответствии с его волеизъявлением признан нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства "данные изъяты" с формой обеспечения - жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения и при этом он не относится ни к одной из категорий военнослужащих, перечисленных в названной норме ФЗ "О статусе военнослужащих", поэтому не может претендовать на расчет и получение денежных средств с учетом дополнительной жилой площади.
Так, п. 3 ст. 14 Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась, в том числе на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 и ветеранам подразделений особого риска, льгота в виде одноразового бесплатного обеспечения благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 г, ст. 14 Закона была изложена в новой редакции, согласно которой обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, жилой площадью производится в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В порядке реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом N 130-ФЗ от 4 июня 2011 г. в Закон были внесены изменения, согласно которым п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 изложены в новой редакции, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в настоящем Законе, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно действовавшей на момент признания Козлова нуждающимся в жилом помещении редакции подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее по тексту - Правила выпуска и реализации ГЖС) право на участие в подпрограмме имеют те же категории военнослужащих - граждан Российской Федерации, которые перечислены в п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно п. 16 Правил выпуска и реализации ГЖС в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.
В соответствии с п. 18 Правил выпуска и реализации ГЖС выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "в" п. 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом выбор конкретной формы реализации жилищной гарантии, предусмотренной указанным Федеральным законом, осуществляется самим военнослужащим.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. К указанной категории военнослужащих относится и Козлов.
На основании абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 15.1 названного Закона военнослужащим может быть предоставлена дополнительная общая площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров. Таким правом обладают лишь отдельные категории военнослужащих, к которым Козлов не относим.
При этом согласно п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении военнослужащим жилищной субсидии ее размер определяется с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения на основании п. 2 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 5 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения административного иска.
Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 сам по себе не предусматривает возможности получения жилищной субсидии, а также замены получения отдельной комнаты на конкретную площадь жилого помещения, как и учет дополнительной площади в виде отдельной комнаты.
Таким образом, оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Северного флотского военного суда от 7 июня 2022 г. по административному иску Козлова С.С. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 12 января 2023 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.С. Авдонкин
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.