N 88-72/2023 (88-2211/2022)
10 января 2023 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В, судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Креца Р.А. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 26 августа 2022 г, принятые по гражданскому делу N 2-36/2022 по иску федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее - Военный институт) к "звание" Крецу Роману Александровичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку (далее - средства федерального бюджета).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений представителя истца, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, названное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 26 ноября 2022 г, ответчик просит отменить обжалуемые судебные постановления в связи с неправильным применением судами норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование, ссылаясь на положения статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Федеральный закон N 53), он утверждает, что представленный истцом расчет размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета противоречит условиям заключенного им контракта о прохождении военной службы. В жалобе приводит собственный расчёт средств федеральных бюджета, подлежащих взысканию, согласно которому их размер не может превышать 97241 руб. 92 коп.
Автор жалобы полает, что в течение первых двух лет обучения он имел статус военнослужащего по призыву, поскольку продолжительность его обучения в Военном институте подлежала зачёту в срок военной службы из расчета два дня военной службы в Военном институте за один день военной службы по призыву.
В этой связи, по мнению ответчика, средства федеральные бюджета за первые два года обучения не подлежат взысканию с него как с гражданина, прошедшего военную службу по призыву, поскольку эти средства были затрачены государством на исполнение им обязанностей военной службы по призыву.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Кроме того, для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае являются основания, предусмотренные частью 4 статьи 379.7 того же Кодекса.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 53 граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 7 этой же статьи Федерального закона граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Условие о возмещении средств, указанных в вышеназванном пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - Методика).
В названной Методики определен "данные изъяты".
При этом из пункта указанной Методики следует, что в условиях контракта о прохождении военной службы указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета за год обучения.
Таким образом, Федеральный закон N 53 установилобязанность граждан, не завершивших обучение по своей вине, по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную и специальную подготовку, а Методика - порядок исчисления размера этих денежных средств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасанова Романа Мамедовича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 5 статьи 20.1 и пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ответчик проходил обучение в Военном институте. Контракт о прохождении военной службы заключил 1 октября 2019 г. (л.д.12)
Согласно условиям контракта ответчик взял на себя обязательства о возмещение средств федерального бюджета в размере 106 082 руб. 10 коп. за год обучения (л.д.12).
Приказами начальника Военной института от 23 июля 2021 г. N 140 с/ч ответчик отчислен из Военного института, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава, срок его обучения составил 2 года 11 месяцев.
Согласно представленному истцом расчёту размер средств федерального бюджета, подлежащих взысканию с ответчика, составил 309 406 руб. 12 коп. (л.д.5).
В ходе рассмотрения дела, ответчиком представлено письменное заявление о признании иска, в котором он согласился с предъявленными к нему требованиями, а также сообщил, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д.50).
Указанное признание иска принято судом и приобщено к материалам дела и исследовано наряду с иными письменными доказательствами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, что ответчиком было подано заявление о признании иска, которое было написано им собственноручно, добровольно, без принуждения и давления со стороны третьих лиц и суда, доказательств обратного в материалы дела не содержат. В заявлении ответчик указал, что последствия признания иска и принятия его судом ему разъяснены и понятны.
Поскольку признание иска ответчиком являлось добровольным, не противоречило закону и не нарушало права и интересы других лиц, с учетом характера спорных правоотношений суды обоснованно удовлетворили исковое заявление начальника Военного института.
Кроме того, принимая решение, судом были установлены фактические обстоятельств дела, в полном объеме исследованы доказательства, а в судебном постановлении им дана оценка.
Так, суды, руководствуясь положениями Федерального закона N 53, приняли во внимание условия заключенного ответчиком контракта о прохождении военной службы, а также основания его расторжения и увольнения с военной службы, пришли к правильному выводу о том, что его отчисление ответчика виновным поведением (отчисление за недисциплинированность).
Установив, что размер сумм, подлежащих взысканию, определен истцом в соответствии с Методикой правильно, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении искового заявления в полном объёме.
Данные выводы судебных постановлений соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении закона, которым установлена обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Доводы автора жалобы о том, что в соответствии с контрактом о прохождении военной службы с него подлежат взысканию средства федерального бюджета в меньшем размере, как и представленный в жалобе расчет, являются необоснованными и противоречат нормам материального права, поскольку порядок исчисления возмещаемых средств определяется не условиями контракта о прохождении военной службы, а Правительством Российской Федерации, которое для этих целей разработало и утвердило Методику.
Таким образом, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом обжалуемых судебных постановлений, что не может повлечь их отмену или изменение при проверке в кассационном порядке законности и обоснованности в соответствии с полномочиями суда кассационной инстанции и правилами, установленными в ст. 379.6 и ч. 3 ст. 390 ГПК Российской Федерации.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену судебных постановлений судами при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390 и 390.1 ГПК РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 26 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-36/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Креца Романа Александровича - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные гл. 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 января 2023 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.