Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.
рассмотрела кассационную жалобу Кружинского А.Н. на решение Армянского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кружинского А.Н. к Территориальной избирательной комиссии г. Армянска Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 11) об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Кружинский А.Н. обратился в Армянский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Армянска Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 11) (далее - ТИК) от 25 марта 2022 года N; отменить указание ТИК, данное ОО "данные изъяты" о прекращении с 25 марта 2022 года расходных операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом в депутаты Армянского городского совета Республики Крым второго созыва на дополнительных выборах депутата Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 11 (далее - кандидат в депутаты) Кружинским А.Н.; возложить на ТИК обязанность восстановить Кружинского А.Н. в качестве кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением "Армянское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
В обоснование административного иска Кружинский А.Н. указал, что решением ТИК от 25 марта 2022 года N аннулирована его регистрация в качестве кандидата в депутаты в связи с тем, что в силу статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) он не имеет права быть избранным, так как был осужден за тяжкие и особо тяжкое преступления, предусмотренные "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины (в редакции 2001 года), и с момента погашения судимости не прошло соответственно пятнадцати лет. Указанное решение административный истец считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято без учета действующего международного и федерального законодательства.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска Кружинского А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года решение Армянского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 октября 2022 года, Кружинский А.Н. ставит вопрос об отмене решения Армянского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года как принятых с неправильным применением норм материального права. Считает, что суды, давая оценку доводам административного истца в части применения Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 452-ФЗ "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" по вопросу признания приговора страны - участника СНГ, а именно Украины, не учитывали порядок применения норм международного права.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 октября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, полагавшей обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 31 января 2022 года N "О проведении голосования на дополнительных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым, назначенных на 17 апреля 2022 года, в течение нескольких дней" голосование на дополнительных выборах депутата Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N, назначенных на 17 апреля 2022 года, определено провести в течение нескольких дней - 15, 16 и 17 апреля.
15 февраля 2022 года Кружинский А.Н. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа подал заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N 11 избирательному объединению "Армянское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", в котором указал, что ранее привлекался к уголовной ответственности по "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины.
Из ответа МВД России по Республике Крым от 25 февраля 2022 года N следует, что административный истец осужден Красноперекопским городским судом АР Крым 3 февраля 2000 года по статье "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины к 9 годам 6 месяцам лишения свободы; 1 марта 2004 года осужден Красноперекопским городским судом АР Крым по статьям "данные изъяты" Уголовного кодекса Украины к 13 годам лишения свободы, освобожден 3 апреля 2009 года условно-досрочно на основании постановления Петровского районного суда Кировоградской области от 27 марта 2009 года сроком на 1 год 11 месяцев 4 дня.
Решением ТИК от 9 марта 2022 года N Кружинский А.Н, выдвинутый избирательным объединением "Армянское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Армянского городского совета Республики Крым второго созыва на дополнительных выборах депутата Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N (дата регистрации - 9 марта 2022 года, время регистрации - 12 часов 20 минут).
23 марта 2022 года на имя председателя ТИК поступило обращение зарегистрированного кандидата в депутаты Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательном округу N, выдвинутого "Армянским местным отделением Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Симоновой Т.К. о проведении дополнительной проверки в отношении Кружинского А.Н, поскольку ей известно о том, что у него имелись судимости, в том числе за совершение особо тяжкого преступления, в связи с чем она полагает, что у административного истца отсутствует право быть избранным ввиду указанных ограничений.
На запрос председателя ТИК Глабец А.П. от 23 марта 2022 года МВД по Республике Крым дало ответ от 24 марта 2022 года N о том, что Кружинский А.Н. был осужден приговором Красноперекопского городского суда АР Крым "данные изъяты" года за совершение тяжких преступлений ("данные изъяты" Уголовного кодекса Украины) и особо тяжкого преступления ("данные изъяты" Уголовного кодекса Украины). Согласно информации ИЦ МВД по Республике Крым Кружинский А.Н. освободился "данные изъяты" года условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 11 месяцев 4 дня. Согласно части 3 статьи 90 УК Украины, если лицо было досрочно освобождено от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется со дня досрочного освобождения его от отбывания наказания. Таким образом, судимость Кружинского А.Н. погашена 3 апреля 2017 года.
Решением ТИК от 25 марта 2022 года N регистрация Кружинского А.Н, зарегистрированного кандидатом в депутаты Армянского городского совета Республики Крым второго созыва на дополнительных выборах депутата Армянского городского совета Республики Крым второго созыва по одномандатному избирательному округу N, аннулирована на основании подпунктов "а.1" и "а.2" пункта 3.2 статьи 4, пункта 3 статьи 76 Закона N 67-ФЗ.
Полагая данное решение административного ответчика незаконным, Кружинский А.Н. обратился в суд с административным иском.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяется Законом N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона N 67-ФЗ избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 4 Закона N 67-ФЗ содержит положения о всеобщем избирательном праве и праве на участие в референдуме.
В силу подпунктов "а.1" и "а.2" пункта 3.2 статьи 4 Закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2508-О, введение законоположениями ограничения пассивного избирательного права для всех лиц, осужденных за совершение тяжких преступлений к лишению свободы, вне зависимости от того, было ли данное наказание назначено условно или подлежало реальному отбыванию, обусловлено тем, что в действующей системе уголовно-правового регулирования наказание в виде лишения свободы на определенный срок является вне зависимости от того, применялось или нет условное осуждение, наиболее суровой мерой ответственности, и назначение данного наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершенного гражданином противоправного деяния, а потому федеральный законодатель в данном случае не вышел за пределы предоставленной ему Конституцией Российской Федерации дискреции по дифференциации условий ограничения пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
Согласно пункту 3 статьи 76 Закона N 67 регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Кружинский А.Н. был осужден приговором Красноперекопского городского суда АР Крым 1 марта 2004 года за совершение тяжких преступлений и особо тяжкого преступления, его судимость погашена 3 апреля 2017 года. Ввиду того, что с момента погашения судимости Кружинского А.Н. прошло менее 15 лет, то пассивное избирательное право у него отсутствует.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, в том числе в апелляционной жалобе, которая получила соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Армянского городского суда Республики Крым от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кружинского А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 13 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.