Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмаря Д.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Фоменко В.Л. по доверенности Бездольной Е.А, поступившую в суд перовой инстанции 27 октября 2022 года, на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Фоменко В.Л. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Фоменко В.Л, представителя администрации города Сочи - Перекрестова П.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фоменко В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ г-к.Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", признании утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для садоводства; образовании земельного участка общей площадью 755 кв.м путём перераспределения: земельного участка общей площадью 455 кв.м кадастровым номером N, находящегося в собственности Фоменко В.Л. и земельного участка площадью 300 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 17 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2022 года оставлено без изменения решение Хостинского районного суда г. Сочи от 17 мая 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Фоменко В.Л. по доверенности Бездольной Е.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Фоменко В.Л. доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации города Сочи - Перекрестов П.А. доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Согласно материалам дела, из содержания письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Сочи от 03 февраля 2022 года NОП-93/22 усматривается (л.д. 15), что основанием для отказа в удовлетворении заявления административного истца о перераспределении земельного участка послужило нахождение земельного участка по адресу расположения садового товарищества, поэтому, как указал департамент, соглашение о переопределении земельного участка может быть заключено в силу пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Судебная коллегия полагает, что признавая данный отказ законным, суды первой и апелляционной инстанции не учли следующее.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Таким образом, нормы главы V.4 ЗК РФ (статьи 39.27 - 39.29 ЗК РФ) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.28 ЗК РФ).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Как усматривается из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Сочи от 03 февраля 2022 года NОП-93/22 основанием для отказа в удовлетворении заявления административного истца о перераспределении земельного участка послужило нахождение земельного участка по адресу расположения садового товарищества, поэтому как указал департамент, соглашение о перераспределении может быть заключено в силу пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При этом суды не дали оценку, соответствует ли изложенное в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Сочи от 03 февраля 2022 года NОП-93/22 основание для отказа нормам пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ и не установили наличие либо отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Ссылаясь на подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ суды не выяснили, предоставлялся ли садовому товариществу земельный участок, за счет перераспределения которого административный истец планировала увеличить принадлежащий ему земельный участок.
При таких данных судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2022 года отменить, дело направит на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 декабря 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмаря Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.