Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайдаметова Сейрана Рефатовича к муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, признании права на распоряжение средствами единовременной выплаты
по кассационной жалобе представителя муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 января 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Сайдаметов С.Р. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, в котором просил признать незаконным решение муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым N 2 от 16 марта 2021 года об отказе в предоставлении государственной услуги, признать право на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым, обязать муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от04 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Сайдаметова С.Р. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены несовершеннолетние Сайдаметов С.С.о, Сайдаметова М.С.к, Сайдаметов Ю.С.о. в лице законного представителя Сайдаметовой А.Л.к.
Сайдаметов С.Р. подал заявление об изменении исковых требований, согласно которому просил признать незаконным решение муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым N 2 от 16 марта 2021 года об отказе в предоставлении государственной услуги, признать право на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым, обязать муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым перечислить средства единовременной выплаты в размере 856 854 рублей в счет оплаты стоимости приобретенной квартиры по адресу: "адрес", кадастровый номер N, по договору купли-продажи от 27 июля 2020 года.
29 января 2022 года представители Сайдаметова С.Р. уточнили требования, указав, что истец просит муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым принять решение о распоряжении им средствами единовременной выплаты, сформировать заявку на осуществление единовременной выплаты, которую направить в государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"; обязать государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" перечислить на расчетный счет индивидуального предпринимателя Сафарова Н.М. средства единовременной выплаты на основании сертификата N в счет оплаты стоимости квартиры по адресу: "адрес", кадастровый номер N, по договору купли-продажи от 27 июля 2020 года, в размере 856 854 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 января 2022 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 04 октября 2021 года отменено. Принято новое решение, которым иск Сайдаметова С.Р. удовлетворен частично.
Решение муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым N 2 от 16 марта 2021 года об отказе в предоставлении государственной услуги признано незаконным.
Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым обязано назначить Сайдаметову С.Р. дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей, и осуществить действия, направленные на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата N, выданного на имя Сайдаметова С.Р. на основании решения муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым от 27 марта 2020 года N 41.
В удовлетворении иной части требований отказано.
В кассационной жалобе представитель муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым указывает, что 31 декабря 2019 года семья Сейдаметовых перерегистрировались по адресу: "адрес". Раннее семья проживала по двум адресам. Сайдаметов С.Р. проживал по адресу: "адрес" в доме отца, площадью 64, 7 кв.м, супруга с детьми - по адресу "адрес" доме отца, площадью 240, 1 кв.м. Также у супруги Сайдаметова С.Р. имеется в собственности жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 49, 80 кв.м. Сайдаметовым С.Р. не приложены надлежащие документы, подтверждающие снятие с регистрационного учета его и его супруги с детьми по месту жительства по инициативе собственников жилых помещений, в которых они проживали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сайдаметов С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Сайдаметовой А.Л.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в браке родились дети: Сайдаметов С.С.о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметова М.С.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметов Ю.С.о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно удостоверению N Сайдаметов С.Р. имеет право на льготы, предусмотренные законодательством для многодетных семей.
18 февраля 2020 года Сайдаметов С.Р. обратился в муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" в связи с рождением ребенка Сайдаметова Ю.С.о, указав, что его семья проживает по адресу: "адрес", одновременно предоставив справку, согласно которой все члены семьи истца зарегистрированы по указанному адресу.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости N, N, N, N указанный дом с земельным участком приобретен семьей истца по договору купли-продажи от 16 августа 2021 года с использованием материнского капитала. Площадь жилого дома составляет 25, 8 кв.м.
Решением муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым N 41 от 27 марта 2020 года Сайдаметову С.Р. выдан сертификат N на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, удостоверяющий право истца на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N.
27 июля 2020 года семьей Сайдаметова С.Р. заключен договор купли-продажи с использованием средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республики Крым, с гражданином Сафаровым Н.М, по условиям которого Сафаров Н.М. продал, а Сайдаметов С.Р. и Сайдаметова А.Л.к, выступающие от своего имени и как законные представители несовершеннолетних детей, купили в общую долевую собственность квартиру по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
15 января 2021 года Сайдаметов С.Р. обратился в муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.
Уведомлением муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым известило Сайдаметова С.Р. о включении его в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.
Решением муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым N 2 от 16 марта 2021 года Сайдаметову С.Р. отказано в реализации указанного права, поскольку установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.
Согласно возражениям, поданным ответчиком, до регистрации в жилом доме по адресу: "адрес", семья Сайдаметова С.Р. проживала по двум адресам: Сайдаметов С.Р. -по адресу: "адрес" в доме отца, супруга с детьми - по адресу "адрес" в доме отца, площадью 240, 1 кв.м, также у супруги Сайдаметова С.Р. имеется в собственности жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 49, 80 кв.м, принадлежащая ей на основании договора дарения от 21 мая 2015 года. Перерегистрация всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что со дня рождения ребенка (после 04 марта 2019 года) до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты (до 15 января 2021 года) истцом совершены действия, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров, отказ ответчика в распоряжении средствами единовременной выплаты обоснован.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что на момент обращения Сайдаметова С.Р. с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий его семья проживала в жилом помещении площадью 25, 8 кв.м. по адресу: "адрес", а также в собственности члена семьи истца (супруги) находилась квартира площадью 49, 80 кв.м. по адресу: "адрес", в связи с чем сделал вывод, что размер обеспеченности общей площадью жилых помещений членов семьи истца составлял 15, 12 кв.м, то есть не более 18 кв.м. на каждого.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года N 659 Порядком предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Так, согласно положению статьи 3 Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу сертификата) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 года N 631-ЗРК/2019).
Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019).
Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Советом министров Республики Крым принято постановление от 16 октября 2020 года N 659, которым утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Согласно указанному порядку (пункты 20, 22 - 24, 39, 40) органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат, который направляется в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым для формирования Сводного списка.
Министерство на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.
После принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты орган труда и социальной защиты населения формирует заявку на осуществление единовременной выплаты, которую направляет в Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат" (пункты 22 - 24, 39, 40 Порядка).
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат" в безналичном порядке перечисляет средства единовременной выплаты на указанный в заявке банковский счет организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения; банковский счет физического лица (лиц), осуществляющего(их) отчуждение приобретаемого жилого помещения; банковский счет в организации, в том числе кредитной, предоставившей средства по договору ипотечного кредита, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации; на счета эскроу.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 (ред. от 23.09.2020 с изм. от 14.10.2020) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом, если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом.
Основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 01 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.
При этом под намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения понимается совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи следующих действий: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Иных оснований ни порядок, утвержденный постановлением Советом министров Республики Крым от 16 октября 2020 года N 659, ни пункт 6 статьи 2 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗКР/2019 (введенный Законом Республики Крым от 23 сентября 2020 года N 110-ЗКР/2020) не предусматривал.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств спора и доказательств по делу, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствует.
При таких обстоятельствах апелляционное определение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.