Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, с участием прокурора Руденко М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах Степашкиной Александры Евгеньевны к администрации Советского района Республики Крым, муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым" о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе представителя администрации Советского районного Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района Республики Крым в интересах Степашкиной А.Е. обратился в суд с иском к администрации Советского района Республики Крым, муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым", Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности на отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Советского района Республики Крым принять решение о назначении Степашкиной А.Е, 19 января 2002 года рождения, ежемесячной помощи, как лицу, относящемуся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года, на муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым" сформировать и подать до 2 числа месяца, следующего со дня вступления решения суда в законную силу, заявку об объеме средств, в том числе необходимых для выплаты Степашкиной А.Е, 19 января 2002 года рождения, ежемесячной помощи, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года, в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым включить вышеуказанную заявку в свободную заявку, подаваемую до 5 числа месяца на финансирование в Министерство финансов Республики Крым, на муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым" произвести выплату Степашкиной А.Е, 19 января 2002 года рождения, ежемесячной помощи, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года, после поступления соответствующих денежных средств из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года исковые требования прокурора Советского района Республики Крым в интересах Степашкиной А.Е. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2022 года по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Республики Крым по доверенности Биляловой Л.З. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Советского района Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что в нарушение части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не известил администрацию Советского района Республики Крым о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Кассатор указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание то, что попечительство над Степашкиной А.Е. прекращено, договор о приемной семье прекратил свое действие 19 января 2020 года, от семьи Джораевых не поступало заявление о продлении срока договора о приемной семье. Судами не учтено, что после исполнения 18 лет Степашкиной А.Е. вправе свободно выбирать место своего жительства и по обоюдному согласию с Джораевыми осталась проживать в их семье. Вместе с тем, денежное обеспечение не предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не находящимся в приемных семьях.
Прокурор Руденко М.В. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Степашкина А.Е, 19 января 2002 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, лишенных родительского попечения.
Распоряжением Советской районной государственной администрации в автономной Республике Крым от 16 января 2013 года N Степашкина А.Е. определена на воспитание и совместное проживание в приемную семью Джораевой О.Н. и Джораева Б.К.
19 января 2020 года Степашкина А.Е. достигла совершеннолетия.
В период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года Степашкина А.Е. обучалась в 11 классе в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Красногвардейская средняя школа" Советского района Республики Крым.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, применив положения статей 81, 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного содержания приемным родителям, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683, исходил из того, что в период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года Степашкина А.Е. обучалась в 11 классе в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Красногвардейская средняя школа" Советского района Республики Крым и продолжала проживать в приемной семье Джораевых, которые в указанный период продолжали выполнять свои обязанности как родители патронажной семьи, в связи с чем Степашкина А.Е. имела право на получение ежемесячной помощи.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при принятии судебных постановлений по настоящему делу суды правильно применили нормы материального права к имеющим место правоотношениям.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона используется понятие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования заключаются в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещении их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мерах по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, на территории Республики Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683.
В силу пункта 2.1 Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденного постановлением Совета министров республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683", действующей в период возникновения спорных правоотношений) ежемесячная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, назначается лицам, признанным в установленном порядке опекунами, попечителями или приемными родителями детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав или по иным причинам остались без попечения родителей, на каждого ребенка, за исключением детей, находящихся под предварительной опекой.
Пунктом 2.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденного постановлением Совета министров республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683", действующей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что ежемесячная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не назначается на период нахождения ребенка на полном государственном обеспечении в образовательных, медицинских и иных организациях, за исключением нахождения ребенка на лечении или оздоровлении.
В случае если ребенок достиг 18-летнего возраста, продолжает обучение и находится в приемной семье, по решению органа опеки и попечительства ему назначается ежемесячная помощь.
Если ребенок или лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который находится на полном государственном обеспечении, во время каникул находится дома с опекуном, попечителем, приемным родителем, указанная помощь назначается на период нахождения ребенка дома на основании справки соответствующего учреждения или организации о том, что ребенок в это время не находился на полном государственном обеспечении.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно учли, что Степашкина А.Е. достигла совершеннолетнего возраста 19 января 2020 года.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 38, 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Порядка назначения и выплаты ежемесячной помощи на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 683, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в период с 19 января 2020 года по 15 июня 2020 года Степашкина А.Е. обучалась в 11 классе в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Красногвардейская средняя школа" Советского района Республики Крым, то есть достигнув 18-летнего возраста, продолжала обучение и находилась в приемной семье, в связи с чем имела право на назначение ежемесячной помощи в указанный период.
Доводы кассационной жалобы о том, что попечительство над Степашкиной А.Е. прекращено, договор о приемной семье прекратил свое действие 19 января 2020 года, основаны на неверном толковании норм материального права, ошибочном понимании.
При этом суды правомерно указали, что исходя из того, что Степашкина А.Е. после достижения совершеннолетия, несмотря на отсутствие договора о приемной семье, продолжала обучаться в общеобразовательной школе, собственных доходов не имела, доводы о незаконности предоставления Степашкиной А.Е. денежного обеспечения, с учетом всех заслуживающих по делу обстоятельств, являются необоснованными.
По указанным основаниям суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы заявителя о неизвещении администрации Советского района Республики Крым судом апелляционной инстанции о дате рассмотрения апелляционной жалобы несостоятельны и опровергаются материалами дела. Судебная повестка от 10 марта 2022 года о назначении судебного заседания направлена судом апелляционной инстанции 11 марта 2022 по адресу электронной почты администрации Советского района Республики Крым и считается надлежащим извещением.
Более того сведения о судебном заседании с указанием времени и места судебного разбирательства размещено в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу положений части 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Советского районного Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.