Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колоколовой Екатерины Сергеевны к обществу с ограниченного ответственностью "Лираканц" о взыскании материального ущерба
по кассационной жалобе Колоколовой Екатерины Сергеевны на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Колоколова Е.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченного ответственностью "Лираканц" о взыскании с общества с ограниченного ответственностью "Лираканц" в лице директора Шушулкова С.И. в пользу Колоколовой Е.С. материального ущерба в размере 57 166 рублей 88 копеек.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 7 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Колоколовой Е.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 года по апелляционной жалобе Колоколовой Е.С. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колоколова Е.С. просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не приняты во внимание пояснения представителя Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, согласно которым пособия не начислены истцу из-за отсутствия истребуемых справок. По мнению заявителя, отсутствие запрашиваемых Колоколовой Е.С. справок является причиной для отказа в назначении ей социальных пособий. Справки, необходимые для оформления пособий, Колоколова Е.С. запрашивала у работодателя с 26 января 2020 года, но в добровольном порядке они не были ей предоставлены. Судами при рассмотрении дела не учтены положения статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Поскольку справка о доходах работодателем намеренно не предоставлена, истец не могла подтвердить отсутствие доходов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 8 августа 2018 года истец принята на работу в общество с ограниченного ответственностью "Лираканц" на должность директора по развитию. С 11 июня 2020 года Колоколова Е.С. находится в отпуске по уходу за ребенком.
26 января 2021 года и 4 февраля 2021 года на электронную почту общества с ограниченного ответственностью "Лираканц" и Почтой России истец направила заявление, в котором просила предоставить ей копию приказа о приеме на работу, справку о заработной плате за весь период работы, справку о заработной плате за последние три месяца, справку о заработной плате за последний год, справку о периоде работы, копию выписки из штатного расписания, справку о начислениях заработной платы за весь период работы с расшифровкой помесячно, копию должностной инструкции, копию выписки из графика отпусков, копию приказа о предоставлении отпуска, справку о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, копию трудового договора, копию Правил внутреннего распорядка, копию Положения об оплате труда, копию Положения о работе с персональными данными, копию Договора о полной и частично индивидуальной или коллективной материальной ответственности, копию карты аттестации рабочего места, копию личной карточки работника по форме Т2.
В подтверждение отправки заявления ответчику 4 февраля 2021 года почтой России в материалы дела предоставлена опись вложения в ценное письмо от 4 февраля 2021 года с номером индикатора N.
Согласно пояснениям истца, вышеназванные документы необходимы были для назначения социальных пособий: пособия на ребенка одинокой матери, пособия малоимущим семьям.
4 марта 2021 года Колоколова Е.С. обратилась в прокуратуру Гагаринского района города Севастополя по вопросу о нарушении руководством общества с ограниченного ответственностью "Лираканц" ее трудовых прав.
Вышеуказанные документы направлены истцу 22 июня 2021 года и получены ею 24 июня 2021 года.
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи Гагаринского судебного района города Севастополя судебного участка N 6 от 9 августа 2021 года генеральный директор Шушулков С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2 000 рублей. Согласно названного постановления генеральный директор Шушулков С.И. действуя намеренно, достоверно зная о требованиях законодательства, допустил нарушение закона, выразившееся в неисполнении в установленный срок требования прокурора, содержащегося в представлении от 2 апреля 2021 года о сообщении о принятых мерах в прокуратуру Гагаринского района города Севастополя в течении 30 дней со дня получения представления с предоставлением документов, подтверждающих исполнение требований прокурора.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 августа 2021 года по исковому заявлению Колоколовой Е.С. к обществу с ограниченного ответственностью "Лираканц" о понуждении выдать справки о доходах за три месяца (апрель, май, июнь 2021 года), копию трудового договора со всеми приложениями, взыскании морального вреда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества с ограниченного ответственностью "Лираканц" в пользу Колоколовой Е.С. в счет возмещения морального вреда 2 000 рублей.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 августа 2021 года общество с ограниченного ответственностью "Лираканц" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей. Согласно данному постановлению общество с ограниченного ответственностью "Лираканц" в установленный срок законные требования прокурора, содержащиеся в представлении, не выполнило, необходимые документы Колоколовой Е.С. не предоставлены, ответ в прокуратуру района поступил с нарушением установленного тридцатидневного срока.
Согласно справке Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 6 сентября 2021 года N 244 Колоколовой Е.С. с 1 июня 2021 года предоставлены меры социальной поддержки - пособие на ребенка одинокой матери, с 16 марта 2021 года истцу предоставлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Обращаясь в суд, истец на основании статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации просила взыскать с ответчика недополученные социальные пособия, указывая, что они не получены и фактически является убытками истицы, возникшими по вине ответчика.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворяя исковые требования Колоколовой Е.С. о взыскании с общества с ограниченного ответственностью "Лираканц" материального ущерба, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что меры социальной поддержки за период с февраля по май 2021 года не были ей предоставлены в связи с виновными действиями работодателя общества с ограниченного ответственностью "Лираканц", уклонившегося от своевременного предоставления истцу необходимых документов.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, без нарушения норм процессуального права.
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности стороны трудового договора по возмещению причиненного другой стороне ущерба и условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора, содержатся в главе 37 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с этим кодексом и иными федеральными законами.
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Главой 38 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работодателя перед работником" определены условия и порядок возложения на работодателя, причинившего работнику имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, федеральный законодатель в статье 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрел, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в Законе города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка" наряду с размером, порядком назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в городе федерального значения Севастополе определилусловия обеспечения данным пособием, наделив правом на него семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в городе Севастополе (абзац 1 статьи 2).
В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка" пособие на ребенка назначается и выплачивается с первого числа месяца обращения за пособием. В случае, если обращение за назначением пособия на ребенка поступило не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, оно назначается и выплачивается с месяца рождения ребенка.
Решение о назначении (об отказе в назначении) и выплате пособия на ребенка принимается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособия на ребенка (часть 4 статьи 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка").
Органы социальной защиты населения имеют право на проверку правильности сообщенных получателем пособия на ребенка сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию в установленном законодательством порядке (часть 5 статьи 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка").
Частью 6 статьи 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка" предусмотрены основания для отказа в назначении пособия на ребенка.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка" основанием для отказа в назначении пособия на ребенка является:
1) достижение ребенком возраста 18 лет, а при обращении за пособием одинокои? матери в случае обучения ребенка в образовательнои? организации (за исключением организации дополнительного образования) по очнои? форме - окончания такого обучения или достижения учащимися возраста 23 лет;
2) изменение места жительства в связи с выездом лица, имеющего право на пособие на ребенка, за пределы территории города Севастополя;
3) смерть ребенка, в соответствии с которым возникло право на пособие на ребенка;
4) предоставление недостоверных сведении?, необходимых для назначения и выплаты пособия на ребенка.
Отказ в назначении пособия на ребенка может быть обжалован в установленном порядке в вышестоящем органе социальнои? защиты населения или в судебном порядке.
Правила назначения и выплаты пособия на ребенка, предусмотренного Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 96-ЗС "О пособии на ребенка", установлены Порядком назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 9 февраля 2017 года N 81-ПП.
В соответствии с пунктом 12 Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 9 февраля 2017 года N 81-ПП, пособие назначается на основании письменного заявления одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя) ребенка.
Решение о назначении (об отказе в назначении) пособия принимается районным управлением по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, не позднее чем через 10 дней после дня подачи в районное управление заявления со всеми необходимыми документами (пункт 20 Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 9 февраля 2017 года N 81-ПП).
В соответствии с пунктом 25 Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 9 февраля 2017 года N 81-ПП, пособие назначается и выплачивается с первого числа месяца обращения за пособием. В случае если обращение за назначением пособия поступило не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, оно назначается и выплачивается с месяца рождения ребенка.
Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 94-ЗС "О государственной социальной помощи в городе Севастополе" предусмотрено право на получение социальной помощи в виде выплаты социального пособия.
Данная мера поддержки распространяется на малоимущие семьи, проживающие на территории города Севастополя, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе.
Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия установлен Постановлением Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N 706.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N 706, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 26 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31 декабря 2014 года N 706, решение о назначении (об отказе в назначении) пособия принимается руководителем органа социальной защиты населения не позднее 10 календарных дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по настоящему иску о возмещении ущерба, правильно применили к спорным отношениям нормы законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, проанализировали все материалы дела и обоснованно установили, что право на получение мер социальной поддержки - пособия на ребенка одинокой матери и пособия малоимущим семьям возникает с момента обращения в орган социальной защиты населения, то есть, применяется заявительный порядок. Колоколова Е.С. до июня 2021 года не обращалась в орган социальной защиты населения с соответствующими заявлениями о получении пособия одинокой матери на ребенка (на двух детей), пособие малоимущим семьям, право на получение указанных мер социальной поддержки за период с февраля по май 2021 года у нее не возникало. В связи с чем, предоставление справок ответчиком в июне 2021 года не подтверждает прямого действительного ущерба, причинно-следственной связи между бездействием работодателя по не предоставлению в срок, предусмотренный статье 62 Трудового кодекса Российской Федерации, справок о доходах истца.
Более того у истца на дату вынесения решени судом первой инстанции так и не возникло право на получение пособия малоимущим семьям, предусмотренного Законом города Севастополя от 26 декабря 2014 года N 94-ЗС "О государственной социальной помощи в городе Севастополе".
Ввиду приведенных обстоятельств не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 года законны, они приняты без нарушения норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены судебных постановлений не являются.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колоколовой Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.