Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова Игоря Викторовича, Сурикова Юрия Николаевича, Суриковой Натальи Дмитриевны, Казаковой Варвары Юрьевны, действующей в свои интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Казакова Игоря Викторовича, Казаковой Варвары Юрьевны, Сурикова Юрия Николаевича и Суриковой Натальи Дмитриевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, истцов Казакову В.Ю, Казакова И.В, Сурикову Н.Д, Сурикова Ю.Н, представителя истца Казакова И.В. по ордеру Соболева А.С, представителя третьего лица по доверенности Князеву Н.А, судебная коллегия
установила:
Казаков И.В, Суриков Ю.Н, Сурикова Н.Д, Казакова В.Ю, действующая в свои интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО3, ФИО5, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, в котором просили:
- признать право Казакова И.В, Сурикова Ю.Н, Суриковой Н.Д, Казаковой В.Ю, действующей в свои интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО3, ФИО5, проживающих по адресу: пгт Джубга, пер. Зеленый, 11, на получение мер социальной поддержки в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N1017 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район" в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на каждого.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02 февраля 2022 года исковые требования Казакова И.В, Сурикова Ю.Н, Суриковой Н.Д, Казаковой В.Ю, действующей в свои интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО3, ФИО5, удовлетворены.
Признано право Казакова И.В, Сурикова Ю.Н, Суриковой Н.Д, Казаковой В.Ю, ФИО3, ФИО3, ФИО5, постоянно проживающих по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, пер. Зеленый, 11, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года, на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N1017 в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по 100 000 рублей на каждого.
Указано, что решение суда является основанием для включения Казакова И.В, Сурикова Ю.Н, Суриковой Н.Д, Казаковой В.Ю, ФИО3, ФИО3, ФИО5 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года, для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 02 февраля 2022 года отменено, постановлено новое решение об отказе Казакову И.В, Сурикову Ю.Н, Суриковой Н.Д, Казаковой В.Ю, ФИО3, ФИО3, ФИО5 в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истцы Казаков И.В, Суриков Ю.Н, Сурикова Н.Д, Казакова В.Ю, действующая в свои интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО3, ФИО5 просят отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы истцы, ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 02 февраля 1998 года N4-П и от 21 декабря 2011 года N30-П, статью 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывают на преюдициальный характер решения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2010 года по делу N2-1536/2010 года, которым установлен факт постоянного проживания истцов в домовладении по адресу: ФИО18. Кроме того, полагают, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения правил оценки доказательств.
В судебном заседании истцы Казакова В.Ю, Казаков И.В, Сурикова Н.Д, Суриков Ю.Н, представитель истца Казакова И.В. по ордеру Соболев А.С. кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель третьего лица по доверенности Князева Н.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационного представления заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Казакова В.Ю. является собственником жилого дома по адресу: Туапсинский район, пгт. Джубга, пер. Зеленый, 11.
05 июля 2021 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное происшествие - подтопление, факт которого в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
В акте комиссионного обследования утраченного имущества граждан от 08 июля 2021 года, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от 05 июля 2021 года по адресу: Туапсинский район, пгт. Джубга, пер. Зеленый, 11, указан перечень утраченного имущества, а именно холодильники, шкаф для посуды, стол, стул, кровать, телевизоры, водонагреватель, насос для подачи воды, котел отопительный.
Согласно заключению комиссии от 08 июля 2021 года об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации от 05 июля 2021 года по адресу: "адрес", установлено, что уровень воды в жилом помещении составлял 140 см и имущество утрачено полностью.
Письмами администрации муниципального образования Туапсинский район истцам отказано во включении в соответствующие списки на получение помощи, в связи с тем, что на день введения режима ЧС по состоянию на 05 июля 2021 года, они не зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Также установлено, что решением Туапсинского районного суда от 25 ноября 2010 года признан постоянным местом жительства истцов Казаковой А.И, Казакова В.В, Казакова И.В, Казаковой В.Ю. и несовершеннолетнего ФИО3 по состоянию 16 октября 2010 года адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Джубга, пер.Зеленый, 11, и на администрацию муниципального образования Туапсинский район возложена обязанность включить указанных лиц в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной помощи.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 1, 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N1017 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район", пришел к выводу, что в связи с полной утратой имущества первой необходимости истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на каждого и подлежат включению в соответствующий список, при этом исходил из того, что на момент чрезвычайной ситуации Казаков И.В, Суриков Ю.Н, Сурикова Н.Д, Казакова В.Ю. и несовершеннолетние дети ФИО3, ФИО3, ФИО5 зарегистрированы в городе Краснодаре, однако, постоянно проживали жилом доме по адресу: "адрес".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на момент чрезвычайной ситуации истцы не являлись зарегистрированными по адресу: пгт. Джубга, пер. Зеленый, 11, а факт постоянного проживания их по указанному адресу не нашел подтверждения при рассмотрении дела, поскольку доказательств, подтверждающих фактическое проживание истцов в доме, пострадавшем от наводнения не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований Казаковой В.Ю, действующей в своих интересах, основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, администрацией муниципального образования Туапсинский район принят Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N1017.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район).
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С целью реализации Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N 1018 "О проведении обследования жилых домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории муниципального образования Туапсинский район 05 июля 2021 года" созданы выездные комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац 4 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Приведенные нормативные положения законодательства в отношении истцов Казакова И.В, Сурикова Ю.Н, Суриковой Н.Д, ФИО3, ФИО3, ФИО5 судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены правильно.
Все доводы и доказательства, приводимые стороной истцов в обоснование своей позиции по делу, оценены судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителей сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы нижестоящих судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы относительно преюдициального значения решения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2010 года основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку указанным решением установлен факт проживания истцов по состоянию на 16 октября 2010 года.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими доводы кассационной жалобы относительно права Казаковой В.Ю, действующей в свои интересах, на получение мер социальной поддержки в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 июля 2021 года N1017 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район" в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Из материалов дела следует, что Казакова В.Ю. является собственником жилого дома по адресу: "адрес", и является пострадавшим лицом в результате наводнения, имевшего место в Туапсинском районе Краснодарского края 05 июля 2021 года.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу положений части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. При этом согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции с учетом вышеприведённых норм права не дана правовая оценка доводам истца Казаковой В.Ю. относительно того, что она является собственником жилого дома, подвергшегося подтоплению, таким образом, выводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в отношении Казаковой В.Ю. являются преждевременными, не основанным на полном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 3 той же статьи устанавливает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Казаковой В.Ю, действующей в своих интересах, и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, проверить указанные обстоятельства и разрешить доводы истца на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и с соблюдением требований процессуального закона.
Оснований для пересмотра в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года в иной части не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Казаковой Варвары Юрьевны, действующей в своих интересах.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казакова Игоря Викторовича, Сурикова Юрия Николаевича и Суриковой Натальи Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.