Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Егорова Е.С. рассмотрела кассационную жалобу представителя государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" на решение мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополя от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 мая 2022 года по гражданскому делу по иску государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" к Майстренко Александру Васильевичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения" обратилось суд с иском к Майстренко А.В, в котором просило взыскать в свою пользу неосновательно полученное пособие по безработице в размере 42 131 рублей 23 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополя от 25 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" к Майстренко А.В. отказано.
Апелляционным определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 мая 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополя от 25 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" просит отменить судебные постановления в связи существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" указывает, что 27 июля 2021 года получены сведения из Пенсионного фонда Российской Федерации об осуществлении Майстренко А.В. трудовой деятельности в период с апреля по июль 2021 года, а также согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Майстренко А.В. является руководителем юридического лица - председателем гаражного потребительского кооператива "Полет".
Отмечает, что на Майстренко А.В. возложили функции председателя после вступления гаражного потребительского кооператива "Полет" с ним в трудовые или гражданско-правовые отношения, тем самым, Майстренко А.В. скрыл факт отнесения его к категории занятого населения. Полагает, что недобросовестность в действиях Майстренко А.В. выражается в сокрытии обстоятельств, влияющих на его право получения пособия по безработице, а именно осуществление Майстренко А.В. трудовой деятельности в период с апреля по июль 2021 года.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно приказу территориального отделения государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" в городе Симферополе от 13 апреля 2021 года N Майстренко А.В. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 06 апреля 2021 года, установлен срок выплаты пособия 6 месяцев.
Приказом территориального отделения государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" в городе Симферополе "О прекращении выплаты пособия по безработице" от 09 сентября 2021 года N выплата пособия Майстренко А.В. прекращена, с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
В период с 06 апреля 2021 года по 10 августа 2021 года в пользу Майстренко А.В. выплачено пособие по безработице в размере 42 131 рублей 23 копеек, что подтверждается справкой о суммах, начисленных Майстренко А.В. в указанный период времени от 09 сентября 2021 года, а также реестрами на зачисление безработным сумм пособия по безработице за тот же период с отметкой акционерного общества "Генбанк" об их принятии.
Согласно копии протокола N 1 общего собрания членов Гаражного потребительского кооператива "Полет" от 15 декабря 2017 года Майстренко А.В. является председателем гаражного потребительского кооператива "Полет".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 декабря 2021 года N в отношении гаражного потребительского кооператива "Полет", лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Майстренко А.В.
Согласно справке гаражного потребительского кооператива "Полет" от 07 сентября 2021 года N Майстренко А.В. является членом и председателем гаражного потребительского кооператива "Полет", безвозмездно выполняет свои функции без заключения трудового договора, ему не начисляется и не выплачивается заработная плата, не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Майстренко А.В. ("данные изъяты") по состоянию на 01 октября 2021 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения", мировой судья исходил из того, что у Майстренко А.В. на дату подачи заявления о назначении пособия по безработице не было работы и заработка, какие-либо недостоверные сведения для признания его безработным им не предоставлялось.
Кроме того, мировой судья учел, что несообщение Майстренко А.В. сведений о том, что он является председателем гаражного потребительского кооператива "Полет" в данных обстоятельствах не влияет на решение о признании Майстренко А.В. безработным, в связи с чем, такие сведения нельзя признать недостоверными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что сам по себе факт того, что ответчик является председателем гаражного потребительского кооператива "Полет", являющегося некоммерческой организацией, не направленной на получение доходов от деятельности кооператива, не свидетельствует об осуществлении ответчиком оплачиваемой деятельности и получения трудового дохода в период получения пособия по безработице, факт осуществления трудовой деятельности в спорные периоды истцом не доказан, недобросовестность ответчика не установлена.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1 статьи 3 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как следует из материалов дела, Майстренко А.В. на момент обращения его в Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения" не являлся трудоустроенным, документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы, не представлял, равно как и другие недостоверные данные для признания его безработным.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих инстанций об отсутствии в действиях Майстренко А.В. недобросовестности, следовательно, в силу статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствия оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде полученных спорных выплат, как основанными на законе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов нижестоящих инстанций, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение мирового судьи судебного участка N 10 Киевского судебного района города Симферополя от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение Киевского районного суда города Симферополь Республики Крым от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" в городе Симферополе - без удовлетворения.
Судья Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.