Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приходько Н.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым о возложении обязанности по совершению определенных действий
по кассационной жалобе Приходько Н.И. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Приходько Н.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (далее - ГУ-УПФР в г. Ялте Республики Крым), в котором с учетом просил возложить на ГУ-УПФР в г. Ялте Республики Крым обязанность выплачивать Приходько Н.И. с 09 января 2020 года надбавку в сумме 5 686 рублей в связи с достижением 80-летнего возраста.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Приходько Н.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе истец Приходько Н.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, постановив новое судебное решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Приходько Н.И. указывает, что он, являясь получателем страховой пенсии по старости, имеет право на фиксированную выплату в повышенном размере по достижении 80 лет. Обращает внимание, что в иске заявлены требования не о перерасчете пенсии, а о необходимости выплачивать положенную надбавку за возраст - достижение 80-ти лет, которая не имеет отношения к размеру выплачиваемой пенсии, что предусмотрено пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 09 января 2009 года Приходько Н.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Украины.
По состоянию на 01 января 2015 года размер пенсии Приходько Н.И. составлял 27 358, 48 рублей (3 538, 92 грн. х коэффициент 3, 8 х 100%).
ДД.ММ.ГГГГ Приходько Н.И. достиг 80-летнего возраста.
03 февраля 2020 года Приходько Н.И. обратился в ГУ-УПФР в г. Ялте Республики Крым с заявлением о повышении фиксированной выплаты на 100% в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер которой составляет 5 686, 25 рублей.
10 марта 2020 года письмом ГУ-УПФР в г. Ялте Республики Крым N519-000143 Приходько Н.И. отказано в повышении фиксированной выплаты.
Пенсионным органом истцу разъяснено, что после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации размер пенсии истцу пересчитан с гривен на рубли с использованием коэффициента 3, 8; впоследствии размер пенсии в рублях поэтапно увеличен на 100 % на основании Указа Президента Российской Федерации N 192 от 31 марта 2014 года и составил 27 358, 48 рублей.
По состоянию на 01 января 2015 года размер страховой пенсии Приходько Н.И, рассчитанный с учетом положений статей 14 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статьи 5 Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", составлял 12 568, 18 рублей (страховая пенсия по старости 8 633, 18 рублей + фиксированные выплаты (с учетом повышений) 3 935 рублей), в связи с чем на основании Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ с 01 января 2015 года ему продолжалась выплата пенсии в сохраненном, более высоком размере в сумме 27 358, 48 рублей.
С 09 января 2020 года пенсионным органом произведен перерасчет пенсии Приходько Н.И. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер пенсии составил 23 898, 02 рублей, в том числе страховая часть пенсии - 12 525, 52 рублей, фиксированная выплата - 5 686, 25 рублей, и повышение фиксированной выплаты за достижение 80 лет - 5 686, 25 рублей.
Поскольку размер пенсии, рассчитанный по законодательству Российской Федерации, не превышает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, выплата пенсии осуществляется истцу в сохраненном, более высоком размере - 27 358, 48 рублей по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Приходько Н.И, руководствовался положениями статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", исходил из того, что размер страховой пенсии Приходько Н.И, включая фиксированные выплаты, исчисленный в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не превышает размера его пенсии, выплачиваемой ему с 01 января 2015 года в более высоком, сохраненном размере, при этом, указав, что фиксированный базовый размер страховой пенсии, который гарантируется государством в твердой сумме для всех пенсионеров, является составной частью страховой пенсии, а не отдельным платежом.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, с учетом предмета и основания иска, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), устанавливается в сумме 4 982, 90 рублей в месяц.
При этом, коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрена гарантия сохранения с 01 января 2015 года размера пенсионных выплат, установленных на 31 декабря 2014 года, если размер указанных выплат превышает размер пенсионных выплат исчисленных по нормам российского законодательства (за исключением сумм выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации).
Как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия соответствующего федерального закона гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии установлена ежемесячная выплата (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 года - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 года - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 года - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 года - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела. В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56, 6723 руб. за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1. Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
Судами установлено, что Приходько Н.И. с 09 января 2009 года является получателем пенсии по возрасту, с 01 января 2015 года истец поставлен на учет как пенсионер по возрасту, на основании Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города значения Севастополя".
По состоянию на 01 января 2015 года размер пенсии Приходько Н.И. составлял 27 358, 48 рублей.
По состоянию на 08 января 2020 года размер пенсии Приходько Н.И, исчисленный в соответствии с Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составлял 18 211, 77 рублей, из которых страховая пенсия по старости - 12 525, 52 рубля, фиксированная выплата 5 686, 25 рублей.
При перерасчете размера пенсии, в связи с увеличением фиксированной выплаты в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, достигшему 80-летнего возраста, по законодательству Российской Федерации с учетом положений указанного федерального закона размер страховой пенсии Приходько Н.И. с 09 января 2020 года составит 23 898, 02 рублей, из которых страховая пенсия по старости 12 525, 52 рублей, фиксированная выплата 11 372, 50 рублей (5686, 25 рублей + 5 686, 25 рублей).
Принимая во внимание, что с 1 января 2015 года истец получает пенсию в сохраненном и более высоком размере (27 358, 48 рублей), который превышает общую сумму начисленной ему по законодательству Российской Федерации пенсии (23 898, 02 рублей), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности выплачивать Приходько Н.И. надбавку в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о том, что в расчет размера пенсии истца должен проводиться путем суммирования получаемой с 1 января 2015 года пенсии (27 358, 48 рублей) и фиксированной выплаты в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основаны на субъективном и ошибочном восприятии истцом спорных правоотношений и их правового регулирования.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, которыми руководствовались суды при рассмотрения спора по существу (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"), а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов нижестоящих судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Приходько Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.