Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Егорова Е.С. рассмотрела кассационную жалобу представителя областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" на решение мирового судьи судебного участка N2 Камызякского района Астраханской области от 17 февраля 2022 года и апелляционное определение Камызякского районного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года по гражданскому делу по иску областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" к Иванникову Павлу Александровичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Камызякского района" обратилось суд с иском к Иванникову П.А, в котором просило взыскать в свою пользу денежные средства, излишне выплаченные в качестве пособия по безработице, в размере 3 135 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N2 Камызякского района Астраханской области от 17 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" к Иванникову П.А. отказано.
Апелляционным определением Камызякского районного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N2 Камызякского района Астраханской области от 17 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" просит отменить судебные постановления в связи существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" указывает, что при подсчете страхового стажа, согласно записям в трудовой книжке гражданина, в программный комплекс специалистом вносятся все периоды трудовой деятельности, а периоды состояния на учете в службе занятости населения отображаются автоматически. Стаж трудовой деятельности Иванникова П.А. составил 33 года 11 месяцев 12 дней, состояние на учете в службе занятости населения - 0 лет 11 месяцев 7 дней. Итого страховой стаж составил 34 года 10 месяцев 19 дней, что превышает 25 летний период для мужчин на 9 лет. На основании данного расчета продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год работы, то есть на 18 недель.
На основании приказа службы занятости N от 08 апреля 2019 года за период с 09 августа 2019 года по 22 августа 2019 года ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в связи с увеличением периода выплаты в сумме 3 135 рублей.
Согласно акту проверки N от 16 апреля 2021 года вынесено предписание об устранении нарушений в сфере законодательства Российской Федерации о занятости населения что при подсчете страхового стажа, дающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия следует исключать периоды состояния на учете.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно приказу областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" от 26 апреля 2018 года N Иванников П.А. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 19 апреля 2018 года на 12 месяцев до 18 апреля 2019 года.
Приказом областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" от 08 апреля 2019 года N Иванникову П.А. увеличена продолжительность выплаты пособия по безработице на 18 недель с 19 апреля 2019 года по 22 августа 2019 года, установлен размер пособия по безработице в указанном периоде 6 943 рублей 50 копеек.
Приказом областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" от 23 августа 2019 года N с 22 августа 2019 года Иванникову П.А. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с отказом от посредничества органов службы занятости.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Иванникова П.А. его стаж составляет 37 лет 9 месяцев 13 дней, из которого периоды нахождения на учете в центре занятости населения с 27 апреля 2016 года по 13 октября 2016 года, с 24 апреля 2017 года по 13 октября 2017 года, с 19 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года, а также военная служба по призыву - 2 года 2 месяца 4 дня.
Из карточки учета получателя социальных выплат в виде пособия по безработице от 19 апреля 2018 года N следует, что Иванников П.А. получал пособие по безработице с 19 апреля 2018 года по 22 августа 2019 года.
Согласно акту от 1 апреля 2021 года в ходе проверки, проведенной Федеральной службой по труду и занятости в отношении Агентства по занятости населения Астраханской области, выявлены нарушения пункта 2 статьи 34.2 Закона о занятости, вступившего в силу с 01 января 2019 года, в части увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин, на количество недель, не соответствующее данным о страховом стаже, содержащемся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Иваникова П.А. с 09 августа 2019 года по 22 августа 2019 года, сумма переплаты составляет 3 135 рублей.
Из справки областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" от 16 сентября 2021 года следует, что переплата пособия по безработице Иванникова П.А. составила за период с 09 августа 2019 года по 12 августа 2019 года за 4 дня - 895 рублей 94 копеек, за период с 13 августа 2019 года по 22 августа 2019 года за 10 дней - 2 239 рублей 84 копеек, а всего за 14 дней - 3 135 рублей 78 копеек.
Мировой судья, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 31, 34.2, 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", исходил из того, что факт переплаты пособия по безработице произошел не в результате недобросовестного поведения ответчика и счетной ошибки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что из имеющихся доказательств, недобросовестность ответчика, злоупотребление им правом не установлено.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1 статьи 3 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Главой III Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как следует из материалов дела, Иванников П.А. на момент обращения его в областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Камызякского района" не являлся трудоустроенным, документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, не представлял, равно как и другие недостоверные данные для признания его безработным.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих инстанций об отсутствии в действиях Иванникова П.А. недобросовестности, следовательно, в силу статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствия оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде полученных спорных выплат, как основанными на законе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами нижестоящих инстанций, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение мирового судьи судебного участка N2 Камызякского района Астраханской области от 17 февраля 2022 года и апелляционное определение Камызякского районного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Камызякского района" - без удовлетворения.
Судья Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.