Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Авериной Е.Г, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силича С.С. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в лице представителя Инякиной М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Силич С.С. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее ГУ ОПФР по Волгоградской области, пенсионный орган) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что решением пенсионного органа N от 20 августа 2021 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ (12 лет и 6 месяцев). Полагает указанное решение незаконным, поскольку ему необоснованно не учтены в специальный страховой стаж периоды трудовой деятельности на Макинском каменном карьере "Главомскпромстрой" в должности электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда в горном цеху с 01 августа 1984 года по 09 февраля 1986 года; в качестве ученика машиниста питателя в дробильно-сортировочном цехе N 1 с 10 февраля 1986 года по 07 апреля 1986 года; в должности машиниста грохота 3 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1 с 08 апреля 1986 года по 12 июня 1986 года; в качестве машиниста дробилок 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N1 с 13 июня 1986 года по 08 октября 1987 года; в качестве электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1 с 09 октября 1987 года по 09 февраля 1994 года; в должности электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 2 с 10 февраля 1994 года по 24 октября 1994 года.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просил суд признать незаконным решение центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N от 20 августа 2021 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов его работы с 01 августа 1984 года по 09 февраля 1986 года в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования 3 разряда в горном цеху, с 10 февраля 1986 года по 07 апреля 1986 года в качестве ученика машиниста питателя в дробильно-сортировочном цехе N 1; с 08 апреля 198 6 года по 12 июня 1986 года в качестве машиниста Грохота 3р. дробильно-сортировочного цеха N 1; с 13 июня 1986 года по 08 октября 1987 года в качестве машиниста дробилок 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1; с 09 октября 1987 года по 01 января 1992 года в должности электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1, возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, а именно с 06 февраля 2022 года.
Решением Чернышковского районного суда Волгоградской области от 7 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Решение Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N от 20 августа 2021 года в части отказа во включении Силичу С.С. в специальный стаж периодов работы в Макинском каменном карьере "Главомскпромстрой" с 1 августа 1984 года по 9 февраля 1986 года электромонтером по ремонту оборудования 3 разряда в горном цехе; с 10 февраля 1986 года по 7 апреля 1986 года машинистом питателя; с 8 апреля 1986 года по 12 июня 1986 года машинистом грохота 3 разряда ДСЦ N 1; с 13 июня 1986 года по 8 октября 1987 года машинистом дробилок 4 разряда ДСЦ -1; электрослесарем по ремонту оборудования 4 разряда ДСЦ N 1 с 9 октября 1987 года по 1 января 1992 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным и отменено.
На ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность включить Силичу С.С. в специальный стаж периоды работы в Макинском каменном карьере "Главомскпромстрой" с 1 августа 1984 года по 9 февраля 1986 года электромонтером по ремонту оборудования 3 разряда в горном цехе; с 10 февраля 1986 года по 7 апреля 1986 года машинистом питателя; с 8 апреля 1986 года по 12 июня 1986 года машинистом грохота 3 разряда ДСЦ N 1; с 13 июня 1986 года по 8 октября 1987 года машинистом дробилок 4 разряда ДСЦ -1; с 9 октября 1987 года по 1 января 1992 года электрослесарем по ремонту оборудования 4 разряда ДСЦ N 1 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 6 февраля 2022 года.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 4 марта 2021 года Силич С.С, 6 февраля 1964 года рождения обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N от 20 августа 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа для определения права на досрочную пенсию по старости в возрасте 57 лет (7 лет 06 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда).
Из указанного решения следует, что пенсионным органом из специального стажа Силича С.С. исключены периоды его трудовой деятельности на территории Республики Казахстан в Макинском каменном карьере "Главомскпромстрой" с 1 августа 1984 года по 9 февраля 1986 года в должности электромонтера по ремонту оборудования 3 разряда в горном цехе; с 10 февраля 1986 года по 7 апреля 1986 года в качестве ученика машиниста питателя в дробильно-сортировочном цехе N 1; с 8 апреля 1986 года по 12 июня 1986 года - в должности машиниста грохота 3 разряда в том же цехе; с 13 июня 1986 года по 8 октября 987 года в качестве машиниста дробилок 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1; с 9 октября 1987 года по 24 сентября 1994 года в качестве электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда в том же цехе.
В трудовой книжке Силича С.С. отражено, что с 1 августа 1984 года по 9 февраля 1986 года он работал в должности электромонтера по ремонту оборудования 3 разряда в горном цехе Макинского каменного карьера Главомскстроя Республики Казахстан; там же, с 10 февраля 1986 года по 7 апреля 1986 года учеником машиниста питателя в дробильно-сортировочном цехе N 1, 14 февраля 1986 г. ему присвоена квалификация машиниста конвейера 2 разряда. С 8 апреля 1986 года по 12 июня 1986 года истец работал в должности машиниста грохота 3 разряда в том же цехе; с 13 июня 1986 года по 8 октября 1987 года в качестве машиниста дробилок 4 разряда дробильно-сортировочного цеха N 1; с 9 октября 1987 года по 24 сентября 1994 года работал в качестве электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда в том же цехе.
Из архивных справок коммунального государственного учреждения "Государственный архив Буландынского района" Управления культуры архивов и документации Акмолинской области Республики Казахстан от 20 апреля 2021 г. N и N следует, что в документах по личному составу (личной карточке формы Т-2, расчетных ведомостей по заработной плате) архивного фонда Макинского каменного карьера "Главомскпромстрой", акционерного общества "Буландынский карьер" ГАПК Стройматериалы, Силич С.С. работал в Макинском каменном карьере "Главомскпрострой" в период с 1 августа 1984 года по 9 февраля 1986 года в должности электромонтера по ремонту оборудования 3 разряда в горном цехе; в соответствии с приказом от 7 февраля 1986 года переведен в ДСЦ N 1 учеником машиниста питателя с 10 февраля 1986 года, 8 апреля 1986 года истцу присвоена квалификация машиниста грохота 3 разряда и с указанной даты по 12 июня 1986 года он работал в должности машиниста грохота 3 разряда ДСЦ N 1; с 13 июня 1986 года по 8 октября 1987 года истец работал в качестве машиниста дробилок 4 разряда ДСЦ -1, выполнял работы в должностях, предусмотренных соответственно Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно общедоступным сведениям в сети "Интернет", основным видом деятельности организаций, в которых Силич С.С. осуществлял трудовую деятельность, является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча камня, полезных ископаемых.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, достоверно свидетельствующих, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в течение полного рабочего дня занятости на горных работах по добыче в карьере полезных ископаемых, а также других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1-2 классов опасности, в соответствии со Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Установив, что продолжительность специального стажа работы истца, недостаточна для назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему страховую пенсию досрочно.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, не согласился с выводами районного суда об отсутствии оснований для включении в стаж истца спорных периодов его работы, в связи с чем, дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам, в том числе архивным справкам ГУ "Государственный архив Буландынского района" Управления культуры архивов и документации Акмолинской области Республики Казахстан от 20.04.2021г. N и N пришел к выводу, что работа истца в спорные периоды соответствует работе, предусмотренной подразделом 1, раздела 1 "Горные работы" Списка N 2 от 22 августа 1956 г, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Кроме того, суд апелляционной инстанции, установив, что с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2, продолжительность специального страхового стажа составляет 6 лет 3 месяца, пришел к выводу, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 58 лет, в связи с чем возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 6 февраля 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Данные периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшем при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Список N 2 от 1956 года применяется только к периодам работы до 1 января 1992 г.
В соответствии со Списком N 2 от 1956 года, разделом I "Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности", право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено рабочим карьеров, приисков, гидравлик, драг, промывочных приборов: машинисты сортировок, дробилок и грохотов; машинистам конвейеров и дробильных установок; слесарям (электрослесарям) дежурным и по ремонту оборудования, механизмов, водяных и воздушных магистралей, занятым на шахтах, в разрезах и карьерах на производстве горных работ: добыче угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, баратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, мрамора, гранита, андезита, мела, слюды, асбеста и соли открытым способом.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом: которых назначается: страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях ц Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденные приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235).
Подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня до 1 января 1992 г. не требовалось.
Подпунктом 5 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что подтверждению подлежат, в том числе, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периодов работы, учитываемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
В соответствии со статьей 66 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, а также ранее действовавшими нормативными правовыми актами (статья 39 КЗоТ Российской Федерации; пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 N 555; пункт 1.1 Положения о порядке подтверждения специального стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. N 162, действовавшей в спорные периоды трудовой деятельности У, записи о наименовании работы, профессии, на которую принят работник, должны были производиться для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС работ и профессий рабочих).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции свои выводы основывал на совокупности доказательств по делу, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств занятости истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что периоды работы истца до 1 января 1992 г. не требуют подтверждения полной занятости.
Понятие полного рабочего дня для периодов работ, подлежащих включению в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, впервые было введено с 1 января 1992 г, в соответствии с пунктом 2 разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517", утвержденного приказом Министерства труда РСФСР и Министерства социальной защиты РСФСР от 8 января 1992 года N 3/235 (утратили силу в связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 2), в соответствии с которым под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включалось выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Таким образом, подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня до 1 января 1992 г. не требовалось.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не подтвержден льготный характер выполняемых работ в спорные периоды, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции, установившем, что в соответствии с информаций, содержащейся в открытых источниках сети "Интернет" предприятия, на которых истец осуществлял трудовую деятельность, занимались разработкой гравийных и песчаных карьеров, добыче камня, полезных ископаемых, подтверждена занятость истца в спорные периоды работы в условиях, соответствующих специфике, нагрузке в должностях, которые предусмотрены Списком N 2.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде апелляционной инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении суда апелляционной инстанции, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, поэтому иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в лице представителя по доверенности Инякиной М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.