Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Севастополя в интересах Сосяк С.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 30 августа 2022 г, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Севастополя в интересах Сосяк С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ответчик) о признании решения незаконным, признании права и обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой города Севастополя по обращению Сосяк С.Н. проведена проверка по вопросу законности отказа государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Сосяк С.Н. 7 февраля 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях". Решениями ответчика от 12 августа 2020 г. за N 23334/20, от 29 марта 2021 г. N 25985/21 (с учетом изменений от 16 декабря 2021 г. за N 25985/21) Сосяк С.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия сведений об уплате взносов.
Прокурорской проверкой установлено, что специальный стаж на дату обращения Сосяк С.Н. 5 марта 2021 г. с учетом предполагаемого включения спорного периода осуществления трудовой деятельности с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. составил 25 лет 11 месяцев и 14 дней. С учетом положений пенсионного законодательства, регулирующих назначение страховой пенсии по старости, моментом возникновения права Сосяк С.Н. является 8 августа 2021 г.
С учетом изложенного, прокурор просил суд: признать незаконными решения ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 12 августа 2020 г. за N 23334/20, от 29 марта 2021 г. за N 25985/21, решение заместителя начальника управления установления пенсий и социальных выплат Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 6 декабря 2021 г. за N 25985/21, в части отказа во включение в стаж, дающий Сосяк С.Н. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода осуществления трудовой деятельности с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности учителя - дефектолога (тифлопедагога) ГБДОУ "Детский сад N 22".
Обязать государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю включить в стаж, дающий Сосяк С.Н. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период осуществления трудовой деятельности с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности учителя - дефектолога (тифлопедагога) ГБДОУ "Детский сад N 22";
Обязать государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю изменить срок назначения досрочной страховой пенсии по старости Сосяк С.Н. с момента возникновения указанного права, то есть с 8 августа 2021 г.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 июля 2022 г. решение суда первой инстанции изменено в части указания даты назначения Сосяк С.Н. досрочной страховой пенсии по старости. Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю назначить Сосяк С.Н. досрочно страховую пенсию по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 7 февраля 2020 г.
В остальной части решение Ленинского районного суда город Севастополя от 21 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июня 2022 г, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца возникло 8 августа 2021 г, вывод суда апелляционной инстанции о возникновении у истца такого права с 7 февраля 2020 г. считает ошибочным. В результате включения судами в стаж истца на соответствующих видах работ спорного периода, требуемый педагогический стаж 25 лет считается выработанным им по состоянию на 8 февраля 2020 г.
Так, согласно приложению 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" лицам, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Из данной нормы следует, что отсрочка права на назначение досрочной пенсии по старости исчисляется с даты выработки 25 лет специального (педагогического) стажа.
Если лицо, претендующее на назначение досрочной пенсии по старости, отработало 25 лет по состоянию на 2020 год, то право на назначение страховой пенсии по старости у такого лица возникнет только через 18 месяцев. Таким образом, срок наступления права истца на назначение пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с учетом положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ усматривается с 8 августа 2021 г.
В связи с чем, в результате рассмотрения заявления Сосяк С.Н. Отделением вынесено законное и обоснованное решение от 29 марта 2021 г. (в последующем 6 декабря 2021 г. с внесенными изменениями в решение от 29 марта 2021 г.) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с не наступлением срока назначения страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Сосяк С.Н, 18 января 1967 года рождения, 7 февраля 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от 12 августа 2020 г. за N 23334/20 Сосяк С.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В том числе не засчитан период осуществления трудовой деятельности с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности учителя - дефектолога (тифлопедагога) ГБДОУ "Детский сад N 22".
В рамках рассмотрения повторного заявления Сосяк С.Н. от 5 марта 2021 г. решением ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 29 марта 2021 г. N 25985/21 (с учетом изменений от 6 декабря 2021 г. за N 25985/21) вышеназванный период работы также не включен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по причине отсутствия сведений об уплате взносов.
Прокурорской проверкой установлено, что специальный стаж на дату обращения Сосяк С.Н. (5 марта 2021 г.) с учетом предполагаемого включения спорного периода осуществления трудовой деятельности с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. составил 25 лет 11 месяцев и 14 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 2 августа 2019 г. N306-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установив факт работы истца в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, обязал ответчика включить в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) период работы с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности учителя-дефектолога (тифлопедагога) в ГБДОУ "Детский сад N22" и обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части определения даты возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, указав, что такое право возникло у истца с 7 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Частью 6 статьи 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Из письменных материалов дела следует, что истец обращалась к ответчику с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 7 февраля 2020 г. и 5 марта 2021 г.
Решениями ответчика N23334/2020 от 12 августа 2020 г. и N 25985/2021 от 29 марта 2021 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (25 лет).
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ и в страховой стаж истца периода работы с 1 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности учителя-дефектолога (тифлопедагога) в ГБДОУ "Детский сад N22" в связи с отсутствием сведений об уплате взносов.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "Наименование должностей" поименована должность учитель-дефектолог; в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли (пункт 1.8).
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, предусмотрены должности "учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)" с общей квалификационной характеристикой: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, должность, которую занимала истец в спорный период, поименована Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N2-П от 29 января 2004 г, не предоставление работодателем сведений об уплате страховых взносов за период осуществления трудовой деятельности работника, не влечет правовых последствий для последнего при определении его стажа работы, поскольку предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо является обязанностью работодателя.
Факт отсутствия указанных сведений при наличии соответствующих записей в трудовой книжке, в том числе с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", не может являться безусловным основанием для отказа во включении периода трудовой деятельности заявителя в специальный стаж.
Кроме того, на основании Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 306-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на работодателя осуществляющего свою деятельность на территории города федерального значения Севастополя, возложена обязанность по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан.
Кроме того, ГБДОУ "Детский сад N 22" 18 ноября 2021 г. за N 247 Сосяк С.Н. выдана справка о заработке для начисления пенсии, свидетельствующая о размере отчислений в рамках социального страхования за указанный период.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части признания решений ответчика об отказе во включении в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) спорного периода работы и обязании ответчика включить в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) указанный период работы.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в Федеральный закон N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" внесены изменения.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (в редакции, действующей на момент обращения Сосяк С.Н. в пенсионный орган - 7 февраля 2020 г.) в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения указанным Законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г.
Так, согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 7 Федерального закон N400-ФЗ, в случае возникновения права на страховую пенсию по пунктам 19 - 21 части 1 статьи 30 ФЗ N400 в 2019 г, страхования пенсия по старости назначается не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на её получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Сосяк С.Н. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: дата возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, а также дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.
С учетом зачтенного судом периода, стаж истца на соответствующих видах работ по состоянию на 7 февраля 2020 г. составляет 25 лет 08 месяцев 10 дней, следовательно, право у истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ возникло 29 мая 2019 г.
Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии 7 февраля 2020 г, срок отложения права на назначение пенсии истек.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.