Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Косарева И.Э, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дынник Татьяны Владимировны к администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, председателю Уютненского сельского совета - Главе администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, по кассационной жалобе администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Дынник Т.В. обратилась в суд с иском, в котором просила возложить на администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым обязанность заключить с ней договор аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), расположенного в северо-восточной части населённого пункта на территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в селе "адрес", кадастровый номер (КН) N.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации Уютненского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения данного земельного участка обшей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес". Этим же постановлением предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду для размещения жилого дома, установлен вид разрешённого использования и категория земель. Кроме того, указанным постановлением на истца возложена обязанность изготовить межевой план земельного участка, поставить земельный участок на кадастровый учёт. Все возложенные на нее обязательства истцом выполнены, однако, администрация уклоняется от заключения договора аренды. Несмотря на наличие двух судебных постановлений об отмене постановлений ответчика об отказе в заключении договора аренды и возложении на администрацию обязанности рассмотреть заявление о предоставлении истцу в аренду испрашиваемого земельного участка, по состоянию на дату обращения в суд с иском ответчик договор аренды земельного участка в адрес истца не направил. Итец полагала, что поскольку ею в полном объёме выполнены требования постановления администрации N от ДД.ММ.ГГГГ, заключение договора аренды земельного участка для ответчика является обязательным.
Представитель ответчика Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и председатель Уютненского сельского совета - глава администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО5 в судебное заседание районного суда не явились, о дне и времени слушание дела извещены надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям суду не представили.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года иск Дынник Т.В. был удовлетворен. На администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в лице председателя Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ФИО5 возложена обязанность заключить с Дынник Т.В. договор аренды земельного участка площадью 800 кв.м для ИЖС, расположенного в северо-восточной части населённого пункта на территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в селе "адрес", КН N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года оставлено без изменения, с отклонением доводов жалобы администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
В кассационной жалобе администрация Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В жалобе указывает на то, что суды не вправе были вторгаться в компетенцию органа местного самоуправления и понуждать к исполнению предоставленных такому органу полномочий, решение о заключении договора аренды может быть принято исключительно в предусмотренном законом порядке по результатам рассмотрения соответствующей документации, с соблюдением соответствующего административного регламента. При этом, на территории МО имеются льготные категории граждан, не реализовавшие право на первоочередное получение земельных участков.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах содержащихся в поданной жалобе доводов, в отсутствие извещенных в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и ч. 5 ст. 375.5 ГПК РФ, но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные акты по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гражданке РФ Дынник Т.В." истцу была утверждена схема расположения земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в северо-восточной части населенного пункта на территории МО Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в "адрес".
Этим же постановлением предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка для размещения жилого дома, установлены категория земель и вид разрешённого использования. На Дынник Т.В. возложено обязательство изготовить за счет личных средств межевой план земельного участка и поставить указанный земельный участок на кадастровый учёт.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с разрешённым использованием - для ИЖС поставлен на кадастровый учет с присвоением КН N, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Сакского районного суда Республики Крым от 01 августа 2018 года по делу N 2а-1808/2018 были удовлетворены исковые требования Дынник Т.В. с возложением на председателя Уютненского сельского совета - главу администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики ФИО6, Уютненский сельский совет Сакского района Республики Крым, Администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым обязанности в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос об опубликовании извещения "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гражданке Российской Федерации Дынник Т.В." в соответствии с постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Дынник Т.В. отказано в предоставлении земельного участка для ИЖС в "адрес".
Не согласившись с указанным постановлением, Дынник Т.В. вновь обратилась с административным иском о признании незаконным и отмене данного постановления.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 15 июля 2019 года, по делу N 2а-1443/2019, вступившим в законную силу, административный иск Дынник Т.В. удовлетворён частично, обжалуемое постановление администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Судом установлено, что Дынник Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Из письма-уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Уютненского сельского поселения за подписью главы администрации ФИО5, на вышеуказанное заявление Дынник Т.В, следует, что не представляется возможным оказание муниципальной услуги, поскольку истцом не представлены необходимые документы, указанные в регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду".
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статьи 445 Гражданского кодекса РФ, статей 1, 11, 39.6, 39.8, 39.18 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", принимая во внимание Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду", утвержденный постановлением администрации МО Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым N173 от 29 сентября 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что вследствие неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по заключению договора аренды, Дынник Т.В. лишена возможности во внесудебном порядке возможности заключить данный договор.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием, указав, что поскольку решением Сакского районного суда Республики Крым от 15 июля 2019 года установлена незаконность действий администрации МО по отказу истцу в предоставлении земельного участка в аренду, оспариваемое бездействие администрации и ненаправление договора аренды в адрес истца означали, по сути, попытку преодоления требования об обязательной силе судебного решения и не могут быть признаны согласующимися с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласна судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу и согласуются с нормами материального права.
Постановлением администрации МО Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ N утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность аренду".
Согласно положениям Административного регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией. Структурное подразделение органа предоставляющего муниципальную услугу: сектор по вопросам землеустройства территориального планирования администрации Уютненского сельского поселения Сакского района республики Крым (п. 5.1).
Пунктом 6.1 Административного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение договора купли-продажи земельного участка; 2) заключение договора аренды земельного участка; 3) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком; 4) решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; 5) решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 6) отказ в заключении договора купли- продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 12.1 Административного регламента основаниями для отказа в приёме документов необходимых для предоставления муниципальной услуги: 1) заявитель не соответствует требованиям, указанным в п. 2.1 Административного регламента; 2) наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах неоговорённых исправлений, серьёзных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, подчисток либо приписок, зачёркнутых слов; 3) текст заявления не поддаётся прочтению; 4) отсутствие в заявлении сведений о заявителе, подписи заявителя.
Критерием принятия решения о предоставлении муниципальной услуги является наличие полного пакета документов, необходимого для предоставления муниципальной услуги (п. 26.1 Административного регламента).
После рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, и по результатам указанных рассмотрения проверки орган осуществляет подготовку одного из результатов предоставлении муниципальной услуги: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участков в трёх экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 13.2 настоящего Административного регламента. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 26.3 Административного регламента).
Из письма-уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Уютненского сельского поселения на заявление Дынник Т.В. о заключении договора аренды спорного земельного участка, следует, что оказание муниципальной услуги не представляется возможным, поскольку истцом не представлены необходимые документы.
Судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сделан верный вывод о том, что уведомление администрации об отказе истцу в предоставлении земельного участка в аренду, не мотивировано, ответчиком не предоставлены доказательства законности и обоснованности применения положений ст. 39.18 Земельного кодекса РФ при наличии решения администрации о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка в аренду, а также соблюдения соответствующей процедуры, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
В силу п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно положениям п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введённой Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, и вступившей в силу с 1 марта 2015 года ст. 35 ЗК РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно п.15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, учитывая отсутствие иных оснований к отказу в предоставлении земельного участка, а также то, что предусмотренные статьей 39.18 Земельного кодекса РФ мероприятия по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов истцом выполнены, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем возложения на администрацию обязанности заключить договор аренды земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о вторжении суда в компетенцию органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками являются необоснованными, поскольку в данном случае судами реализовано право истца на судебную защиту и восстановление нарушенных интересов.
Кроме того судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что постановление администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ответчиком не оспорено, а иные заинтересованные лица не лишены возможности самостоятельной защиты своих прав.
Доводы заявителя повторяют его позицию, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Ввиду изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.