Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., рассмотрев кассационную жалобу администрации города Феодосия Республики ФИО7 в лице первого заместителя главы администрации города Феодосии ФИО9 на апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия к ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, о взыскании задолженности по оплате за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования,
УСТАНОВИЛА:
Государственное унитарное предприятие Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, о взыскании задолженности по оплате за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, в котором просило взыскать с каждого из ответчиков сумму задолженности в размере по 1085, 25 руб, пеню в размере по 81, 07 руб, государственную пошлину в размере по 100 руб.
В обоснование доводов иска указано, что истец является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии и осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе на территории г. Феодосия, по адресу: Республика ФИО7, г. Феодосия, "адрес". Ответчикам принадлежит "адрес" указанного МКД, и предоставляется услуга по содержанию и обогреву мест общего пользования указанного многоквартирного дома, однако в течение длительного времени они не выполняют обязательств по её оплате, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 21 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице Феодосийского филиала отказано в полном объеме.
Апелляционном определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 21 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
С ФИО2 в пользу ГУП РК Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования дома "адрес" за период ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1080, 25 руб, пеню в размере 81, 07 руб, а также государственную пошлину в размере 850, 00 руб.
С ФИО1 в пользу ГУП РК Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" за период ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1080, 25 руб, пеню в размере 81, 07 руб, а также государственную пошлину в размере 850, 00 руб.
С ФИО3 в пользу ГУП РК Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" за период ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1080, 25 руб, пеню в размере 81, 07 руб, а также государственную пошлину в размере 850, 00 руб.
С ФИО4 в пользу ГУП РК Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" за период ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1080, 25 руб, пеню в размере 81, 07 руб, а также государственную пошлину в размере 850, 00 руб.
Не согласившись с вышеуказанным апелляционным определением третье лицо по делу - администрация города Феодосия Республики ФИО7 в лице первого заместителя главы администрации города Феодосии - ФИО9 подало кассационную жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый с нарушением норм права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам. ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в Республике ФИО7.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения МКД осуществляет истец.
Ответчики являются собственниками "адрес" по указанному адресу, каждому из них принадлежит ? доля квартиры.
Согласно акту осмотра "адрес" подключен к системе централизованного теплоснабжения, имеет общую площадь 2641, 60 кв.м, площадь квартир с централизованным отоплением 2042, 90 кв.м, площадь с автономным отоплением - 598, 70 кв.м.
Таким образом, площадь помещений, оборудованных системой централизованного отопления, составляет более 77 %.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей МУП "ЖЭК N", ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", жильцов дома, депутата ФИО10 установлено, что приборы отопления в местах общего пользования МКД по адресу: "адрес", отсутствуют.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец не оспаривал факт отсутствия приборов отопления в местах общего пользования МКД по указанному адресу. Свои требования основывал на том, что указанный жилой дом подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что квартира ответчика снабжена автономным отоплением, в связи с чем отопление мест общего пользования производится, в том числе, за счет автономного отопления ответчиков.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 16 от 27.04.2021 года применил компенсаторный механизм.
При этом, принимая решение, суд пришел к ошибочному мнению (кассационная инстанция с данным фактом соглашается) о возможности применении компенсаторного механизма, поскольку в МКД по указанному адресу прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, начисления производятся по формулам 2, 2(4, 2(6) приложения N Правил 354, вышеуказанные формулы не признаны не конституционными.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал указанные выводы определения мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 21 декабря 2021 года сделанными с неправильным толкованием норм материального права, в связи с чем решение отменил, принял новое об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судом апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и не являются основаниями для отмены судебного постановления, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила):
- в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1));
- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);
- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого, полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в МКД нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Собственники и пользователи всех помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Несогласие кассатора с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права применены правильно.
Обжалуемое судебное постановление судом принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Феодосия Республики Крым в лице первого заместителя главы администрации города Феодосии ФИО9 - без удовлетворения.
Судья Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.