Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя генерального директора по корпоративному управлению и правовому обеспечению акционерного общества "Крымэнерго" Решетниковой И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района г. Симферополя (Киевский район городского округа Симферополь) Республика Крым от 24 января 2022 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Крымэнерго" (далее - АО "Крымэнерго", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района г. Симферополя (Киевский район городского округа Симферополь) Республика Крым от 24 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2022 года, АО "Крымэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, обществом в срок до 27 октября 2021 года не исполнено предписание заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора об устранении нарушений законодательства в области энергетического надзора N 73-28/05 от 28 сентября 2021 года, в частности 164 пункта предписания из 669 пунктов, а именно: отсутствуют локальные нормативные акты АО "Крымэнерго" в соответствии с Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов энергетики, регламентирующими организацию технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений, принадлежащих АО "Крымэнерго"; не разработан и не закреплён локальным нормативным актом АО "Крымэнерго" конкретный состав ремонтной документации по каждому типу (виду) оборудования; не предоставлены сведения о создании аварийного запаса оборудования, запасных частей и материалов для устранения последствий аварий в АО "Крымэнерго" и не предоставлен локальный нормативный акт АО "Крымэнерго", определяющий порядок создания, хранения, использования, пополнения аварийного запаса; не разработаны и не утверждены техническим руководителем АО "Крымэнерго" технологические карты на ремонт ЛЭП и оборудования ПС, находящихся в собственности АО "Крымэнерго"; не разработан локальный нормативный акт АО "Крымэнерго", определяющий порядок формирования и утверждения комиссии по приёмке из капитального, среднего ремонта ЛЭП и оборудования ПС, находящихся в собственности АО "Крымэнерго"; нарушен порядок разработки графиков ремонтов ЛЭП и оборудования ПС, находящихся в собственности АО "Крымэнерго" и являющихся объектами диспетчеризации в части подачи предложений, диспетчерских заявок и согласований с системным оператором, гласно требований Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; не предоставлены документы, подтверждающие наличие взаимоотношений АО "Крымэнерго" и филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Кубанское ПМЭС в части эксплуатации оборудования, принадлежащего филиалу ПАО "ФСК ЕЭС" Кубанское ПМЭС
расположенного на территории объектов, принадлежащих АО "Крымэнерго" и иные требования предписания.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность АО "Крымэнерго" подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.3-19); копией предписания об устранении нарушений законодательства в области государственного энергетического надзора N 73-28/05 (т.1 л.д.39-108); актом выездной проверки (т.1 л.д.109-145) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законность предписания, выданного органом государственного Ростехнадзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Предписание N 73-28/05 от 28 сентября 2021 года вынесено должностными лицами контролирующего органа при проведении проверки соблюдения требований законодательства в области энергетического надзора. При этом представление содержит законные требования, основанные на положениях закона, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Данных, подтверждающих то, что АО "Крымэнерго" предприняты своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 27 октября 2021 года, в том числе в части уведомления органа, осуществляющего экологический, технологический и атомный надзор по Республике Крым и г. Севастополю, о невозможности выполнения представления в указанный срок, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что АО "Крымэнерго" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Крымэнерго" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено АО "Крымэнерго" в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 12 Киевского судебного района г. Симферополя (Киевский район городского округа Симферополь) Республика Крым от 24 января 2022 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Крымэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя генерального директора по корпоративному управлению и правовому обеспечению акционерного общества "Крымэнерго" Решетникова И.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Малухин В.В. N 5-12-11/2022
судья районного суда Кузнецова О.П. N 12-426/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-5039/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.