Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края Зверева А.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 9 ноября 2021 года, вынесенные в отношении департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - Департамент) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 ноября 2021 года, департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Департамента по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Департамента к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что указанным юридическим лицом созданы препятствия сотрудникам Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в проведении контрольного мероприятия, выразившиеся в непредставлении информации, документов и материалов в полном объеме и предоставление недостоверной информации, необходимых для проведения контрольного мероприятия, указанного в запросе от 8 апреля 2021 года N 01-11/162, повлекшие за собой невозможность проведения и завершения проверки.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Между тем, 29 июня 2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в отношении Департамента в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица (л.д.6-13).
Как усматривается из материалов дела, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес Департамент 23 июня 2021 года почтовым отправлением с идентификатором N 35400088189066 по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, д.38 (л.д.67-70).
По имеющимся в общем доступе и приведенным в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N N сведениям, извещение, направленное в адрес Департамента, 24 июня 2021 года прибыло в место вручения, 6 июля 2021 года перенаправлено на верный адрес, прибыло в место вручения 7 июля 2021 года, получено адресатом 8 июля 2021 года.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении, то есть 29 июня 2021 года, у должностного лица отсутствовала информация о вручении или причинах невручения отправления адресату (отсутствие адресата, истечение срока хранения или иные основания).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.
В пункте 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Отсутствие по состоянию на 29 июня 2021 года у должностного лица сведений о получении либо об уклонении привлекаемого лица от получения уведомления о времени и месте составления 29 июня 2021 года протокола об административном правонарушении, исключает возможность считать указанное лицо надлежащим образом извещенным о времени и месте совершения процессуального действия, так как из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35400088189066 усматривается, что уведомление вручено адресату 8 июля 2021 года, то есть после составления процессуального документа.
То обстоятельство, что в материалы дела приложен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N N, составленный на дату 28 июня 2021 года, в котором имеются сведения о том, что по состоянию на 24 июня 2021 года почтовое отправление ожидает адресата в месте вручения (л.д.70), не свидетельствует о надлежащем извещении юридического лица, поскольку в нем отсутствуют сведения о прибытии отправления в место вручения, а также о последующем перенаправлении по надлежащему адресу.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности приведенные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без должного внимания, надлежащее извещение законного представителя Департамента о составлении протокола об административном правонарушении не проверено, причины перенаправления почтового отправления на верный адрес не установлены.
Кроме того, материалы дела не содержат данных о надлежащем извещении законного представителя Департамента о рассмотрении 12 августа 2021 года дела об административном правонарушении мировым судьей ввиду отсутствия в материалах дела сведений о направлении в адрес Департамента извещения о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или о возврате почтового отправления с указанием на то, что направленная в адрес Департамента корреспонденция возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения, отсутствием этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления.
Как видно из приложенных в материалы дела извещений в адрес Департамента, они направлялись по его юридическому адресу: Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, д.26, (л.д.90, 91, 92), при этом сведения о получении законным представителем либо иным лицом извещения о рассмотрении дела 12 августа 2021 года в 12 часов 30 минут в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, оснований для вывода о надлежащем извещении законного представителя Департамента о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей судебного участка N 103 Центрального района г. Сочи Краснодарского края не имеется.
Данных о том, что мировым судьей предпринимались попытки известить законного представителя Департамента иными способами с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, материалы дела не содержат, в связи с чем разъяснения, изложенные в абзаце 2 пункта 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, в данном случае не могут быть применены..
Указанные нарушения судьей вышестоящего суда при рассмотрении жалобы на состоявшееся постановление по делу не были устранены.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 ноября 2021 года, вынесенные в отношении департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, производство по настоящему делу в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края Зверева А.А. удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 ноября 2021 года, вынесенные в отношении департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Лопухин В.Г. N 5-1033/250-2021
судья районного суда Орехов В.Ю. N 12-418/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-5166/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.