Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Евсеенко Александра Сергеевича, поданной через суд первой инстанции 15 ноября 2022 г, на решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г. по административному делу N 2а-1771/2022 по административному исковому заявлению Евсеенко Александра Сергеевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Бийское", изолятору временного содержания Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Бийское" о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Евсеенко А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Евсеенко А.С. обратился в Бийский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также МВД России), Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Бийское" (далее также МУ МВД России "Бийское"), изолятору временного содержания Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Бийское" (далее также ИВС МУ МВД России "Бийское") о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 35 000 рублей, указывая, что при ознакомлении с материалами уголовного дела Евсеенко А.С, находясь в следственной комнате ИВС МУ МВД России "Бийское", просил сотрудников данного учреждения увести его в камеру содержания обвиняемых для приёма пищи в установленное распорядком дня время. Сотрудники ИВС отказывали в удовлетворении его требований, в результате чего административный истец пропускал обеденный перерыв, оставаясь голодным, что приводило к ухудшению его самочувствия и болям в области желудка. Полагает, что указанные действия сотрудников ИВС нарушают распорядок дня, установленный для ИВС, ущемляют его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Евсеенко А.С. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая на незаконности действий сотрудников ИВС, в результате которых он длительное время не принимал пищу, что привело к ухудшению его здоровья.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 указанной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу пункта 9 части первой статьи 17, статьи 22 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД Российской Федерации N 950 от 22 ноября 2005 г, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44 Правил). В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (пункт 161 Правил).
Положениями пункта 302 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп предусмотрено, что обязанность по обеспечению подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в изоляторах, питанием возлагается на орган-отправитель.
Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 41, 42 данного Порядка режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. В учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.
Пунктом 91 указанного Порядка установлено, что пища для осужденных, которые не могут прибыть в столовую, оставляется к установленному времени. Заявки на оставление пищи подаются в столовую дежурным помощником начальника учреждения с указанием времени явки осужденных для ее приема.
В соответствии с пунктом 130 указанного Порядка при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более 6 (шести) часов, осужденные обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам.
При рассмотрении дела установлено, что Евсеенко А.С. содержится в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее также ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю) с 11 ноября 2021 года по настоящее время.
Для ознакомления с материалами уголовного дела Евсеенко А.С. был этапирован в ИВС МУ МВД России "Бийское":
- 8 декабря 2021 года со временем ознакомления с 10 часов 20 минут до 12 часов 38 минут;
- 10 декабря 2021 года со временем ознакомления с 10 часов 15 минут до 14 часов 35 минут;
- 11 декабря 2021 года со временем ознакомления с 10 часов 20 минут до 13 часов 30 минут;
- 15 декабря 2021 года со временем ознакомления с 10 часов 35 минут до 14 часов 50 минут.
Обращаясь с настоящими административными исковыми требованиями в суд, Евсеенко А.С. настаивает на нарушении администрацией ИВС МУ МВД России "Бийское" условий его содержания под стражей непредоставлением времени для приема пищи в установленное с 12.00 час. до 13.00 час. время в указанные даты.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, судебные инстанции исходили из отсутствия факта нарушения условий содержания Евсеенко А.С. в изоляторе временного содержания, выразившегося в отказе предоставления ему возможности приёма пищи при проведении с ним процессуальных действий 8, 10, 11, и 15 декабря 2021 года в установленное распорядком время - с 12.00 час. до 13. 00 час. При этом суды исходили из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что Евсеенко А.С. 8, 10 и 15 декабря 2021 года при этапировании из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю в ИВС МУ МВД России "Бийское" выдавался индивидуальный рацион питания, рассчитанный на три приема пищи; 8 декабря 2021 года он обедал после ознакомления с материалами уголовного дела, то есть после 12-38 часов, в остальные дни ему предоставлялось время для приема пищи в обеденное время с 12.00 час. до 13.00 час, для чего прерывались следственные действия, что подтверждено исследованными судами доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.10 декабря 2021 года Евсеенко А.С. прибыл в изолятор временного содержания в 9 час. 00 мин. и оставлен по постановлению старшего следователя отдела СУ МУ МВД России "Бийское" ФИО9 от 10 декабря 2021 года для работы в условиях ИВС, в этот же день Евсеенко А.С. был поставлен на баланс ИВС, где обеспечивался постельными принадлежностями и питанием, 10 декабря 2021 года был обеспечен ужином, 11 декабря 2021 года был обеспечен завтраком, обедом, ужином, убыл 11 декабря 2021 года в 20 час. 00 мин. При этом интервал между приемом завтрака и обеда в спорные дни составлял не более 7 часов, что соответствует Порядку организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденному Приказом Минюста от 2 сентября 2016 года N 696, и не нарушает прав административного истца.
Также судами установлено, что с жалобами на ненадлежащие условия содержания в части непредоставления времени для приема пищи в указанные даты, равно как и с жалобами на связанное с этим ухудшение состояние здоровья, Евсеннко А.С. не обращался.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
С учетом приведенного нормативного регулирования и установленных фактических обстоятельствах дела, разрешая заявленные требования, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили решение, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных решений либо опровергали изложенные в них выводы, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.