Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации городского поседения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края, поданной через суд первой инстанции 15 ноября 2022 года, на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2022 года по административному делу N 2а-39/2022 по административному исковому заявлению прокурора Оловяннинского района Забайкальского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Оловяннинского района Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением администрации городского поселения "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края (далее также администрация ГП "Ясногорское") о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, указывая, что объект электросетевого хозяйства ВЛ-0, 4 кВ ф. "Население", п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края протяженностью 1505 м. является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации ГП "Ясногорское", выразившееся в непринятии мер по постановке на учет объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0, 4 кВ ф. "Население", п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края протяженностью 1505 м. На администрацию ГП "Ясногорское" возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0, 4 кВ ф. "Население" п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края, протяженностью 1505 м, подключенной от ТС-434 (филиала АО "Оборонэнерго").
В кассационной жалобе администрация ГП "Ясногорское" ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принятием нового решения по делу, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Податель кассационной жалобы считает, что судами приняты решения без учета положений абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", так как ответственность за надежностью обеспечения электроэнергией при отсутствии собственника и других правообладателей лежит на организации, к электрическим сетям которых присоединены объекты.
Полагает, что судами не дана оценка доводам административного ответчика о том, что спорные объекты недвижимости (опоры и электрические кабели), находящиеся в аварийном состоянии, без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, создавались АО "Оборонэнерго" по собственной инициативе без согласования с органами местного самоуправления, введены в эксплуатацию путем присоединения к ТС - 434, принадлежащей АО "Оборонэнерго" без оформления акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а длительность использования указанных объектов определяет право собственности на них АО "Оборонэнерго", которое в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя их содержания.
Выражает несогласие с выводами судов о том, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в силу возложенных на него законом полномочий, указывая на невозможность обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, поскольку такое обращение определят необходимость выполнения органом местного самоуправления кадастровых работ или изготовления технического плана объекта, в то время как порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", выполнение перечисленных работ не предусматривает.
Обращает внимание на то, что муниципальные образования как публично-правовые образования вправе быть собственниками только определенных видов (категорий) имущества, необходимого для решения ими установленных законом (публичных) задач. Имущество, не подпадающее под требования статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может находиться в муниципальной собственности.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Забайкальского края и ПАО "Россети Сибирь" принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
При рассмотрении дела установлено, что на территории п. Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края имеется воздушная линия электропередач ВЛ-0, 4 кВ. ф. "Население" п. Ясногорск, протяженностью 1505 м, подключена от трансформаторной подстанции 434 (филиал АО "Оборонэнерго").
Наличие такой линии электропередач администрацией ГП "Ясногорское" не оспаривается.
В реестре муниципального имущества ГП "Ясногорское" и реестре муниципального имущества администрации муниципального района "Оловяннинский район" указанный объект не числится. Собственностью Забайкальского края не является. В КГБУ "Забайкальский архивногеоинформационный центр" и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассматриваемый объект недвижимости не значится. В реестре федерального имущества также отсутствуют сведения о нем.
В собственности филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Читаэнерго", АО "РЖД" и АО "Оборонэнерго" спорная линия электропередач не находится.
Спорная линия электропередачи снабжает электрической энергией жилые дома по ул. Нагорная п. Ясногорск, военный городок.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, установив, что воздушные линии электропередач ВЛ-0, 4 кВ. ф. "Население" п. Ясногорск, протяженностью 1505 м не имеют собственника, являются бесхозяйными, находящимися на территории ГП "Ясногорск", пришел к выводу об обоснованности требований прокурора Оловяннинского района Забайкальского края, поскольку спорный объект электросетевого хозяйства является объектом недвижимости, право собственности на который подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, что требует принятия администрацией ГП "Ясногорское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что АО "Оборонэнерго" владеет спорной электролинией и в силу давности владения как собственник несет бремя его содержания, основаны на собственной оценке автором кассационной жалобы представленных в материалы дела доказательств и опровергается материалами дела. Судами установлено, что АО "Оборонэнерго" только обеспечивает электрической энергией потребителей по ул. Нагорная п. Ясногорск и осуществляет аварийное обслуживание, при этом текущий и капитальный ремонт не производит.
Спорный объект расположен на территории Оловяннинского района в п. Ясногорск, что не оспаривалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, возложена на администрацию городского поселения "Ясногорское" в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка представленных в дело доказательств, а также оценка новых доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судебных инстанций, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.