Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Усольцева Юрия Владимировича, Кораблева Дениса Анатольевича, Купцова Алексея Александровича, Секретарева Ивана Сергеевича, поданную через суд первой инстанции 1 ноября 2022 г, на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 октября 2022 г.
кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную в суд 5 декабря 2022 г, на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 октября 2022 г.
по административному делу N 2а-409/2022 по административному исковому заявлению Усольцева Юрия Владимировича, Кораблева Дениса Анатольевича, Купцова Алексея Александровича, Секретарева Ивана Сергеевича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю п. Эльбан, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании условий содержания в местах лишения свободы ненадлежащими, несоответствующими требованиям закона, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Усольцева Юрия Владимировича, Кораблева Дениса Анатольевича, Секретарева Ивана Сергеевича, поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Усольцев Ю.В, Кораблев Д.А, Купцов А.А, Секретарев И.С. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части необеспечения в период времени с 1 февраля 2021 г. по настоящее время надлежащих условий содержания истцов Усольцева Ю.В, Секретарева И.С, и с 17 декабря 2020 г. истцов Кораблева Д.А, Купцова А.А. по настоящее время, обязании выплатить компенсацию за нарушение условий содержания Усольцеву Ю.В, Секретареву И.С. в размере 250 000 рублей, Кораблеву Д.А, Купцову А.А. в размере 350 000 рублей.
Требования мотивируют тем, что Усольцев Ю.В, Секретарев И.С. содержатся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 1 февраля 2021 г, Кораблев Д.А, Купцов А.А. с 17 декабря 2020 г. по настоящее время. В жилые камеры и душевые кабины ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не подведено централизованное горячее водоснабжение, что создает истцам определенные проблемы и неудобства, так как умываться, бриться, стирать вещи, убираться в камере приходится холодной "ледяной" водой, от чего ломит кисти рук, кожа рук трескается, кровоточит. Отсутствие горячей воды в камерах и душевых не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 октября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично; признано незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России но Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в камерах осужденных Усольцева Ю.В, Секретарева И.С. в период с 1 февраля 2021 г. по 14 июня 2022 г, Кораблева Д.А, Купцова А.А. в период с 17 декабря 2020 г. по 14 июня 2022 г.; взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в пользу Усольцева Ю.В. и Секретарева И.С. в размере по 23 000 рублей каждому, в пользу Кораблева Д.А. и Купцова А.А. по 25 00 рублей.
В кассационной жалобе Усольцев Ю.В, Кораблев Д.А, Купцов А.А, Секретарев И.С. просят изменить судебные акты и увеличить размер компенсации, полагая ее размер необоснованно заниженным.
В кассационной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" просят отменить судебные акты и принять новое решение. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права. Указывает о том, что на момент постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в 1994 г. система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с пунктом 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, проектной документацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания. Указывает, что в исправительном учреждении горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административные истцы пользуются горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Кроме того, пи одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что истцы Усольцев Ю.В, Секретарев И.С. содержатся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 1 февраля 2021 г, истцы Кораблев Д.А, Купцов А.А. с 17 декабря 2020 г. по настоящее время.
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю находится в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, введена в эксплуатацию 27 декабря 2012 г. как "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4".
Рабочая документация данного объекта утверждена в 1994 г. в соответствии с Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России.
В соответствии с указанной документацией в ИК-6 предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме.
В камерах, где находятся осужденные, централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
Для обеспечения колонии горячей водой в летний период построена газовая котельная, однако с 2012 г. до настоящего времени она находится в нерабочем состоянии.
В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административные истцы пользуются горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная.
В камерах содержания разрешается пользоваться кипятильниками.
Кроме того, из справки от 6 апреля 2022 г, составленной старшим инженером К-6, следует, что с 7 октября 2021 г. в камеры и душевые началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления "данные изъяты" После подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемой воды, в связи с чем ее подача в душевые была прекращена 25 ноября 2021 г, помывка в душевых вновь стала осуществляться путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт. В камеры содержания вода из крытой системы отопления продолжала подаваться до 28 февраля 2022 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1, части 1 и 2 статьи 10, части 1 статьи 82, статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г..N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г..N 1314, пунктов 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г..N 130-дсп, пунктов 19.2.1, 19.2.5 Приказа Минстроя России от 20 октября 2017 г..N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования" (в двух частях)", подпункта 6 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г..N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", пункта 13 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г..N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, исходил из незаконности действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по обеспечению надлежащих условий и взыскал в пользу Усольцева Ю.В. и Секретарева И.С. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 23 000 рублей каждому, взыскал в пользу Кораблева Д.А. и Купцова А.А. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 25 000 рублей каждому.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что размер взысканной в пользу истцов компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении судом определен верно.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведённое регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении прав административных истцов вследствие отсутствия доступа к горячей воде с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, о том, что на момент начала постройки здания подведение горячей воды в каждую камеру законом не было предусмотрено, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, который, отклоняя указанные доводы как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, обоснованно указал на то, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27 декабря 2012 г. выполнение положения пункта 20.5 Инструкции СП 17-02 от 2 июня 2003 г. являлось обязательным. При этом, доказательств принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов материально-бытовых условий заключенных в материалы административного дела административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание доказанность факта нарушения условий содержания административных истцов в исправительном учреждении, ссылки в кассационной жалобе на то, что подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, проектной документацией не предусмотрено, а также, что в пос. Эльбан, где находится исправительная колония, отсутствует горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Римской Конвенции гарантии основных прав и свобод человека, части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Также не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований либо необоснованности размера компенсации и доводы жалобы административных ответчиков о том, что при помывке в душевой административный истец пользуется горячей водой, для стирки белья имеется прачечная, а в камере разрешается использовать кипятильники, поскольку указанные доводы фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Вопреки доводам, приведенным в кассационных жалобах, взысканная сумма компенсации не является явно несоразмерной характеру нарушения прав административных истцов, длительности нарушения, иным обстоятельствам дела, при этом судом, учтены все обстоятельства, установленные по делу, в частности характер выявленного нарушения, и его продолжительность, а также обеспечение принятия административными истцами гигиенических процедур в душе с использованием горячей воды в установленные режимом исправительного учреждения дни. Определённые судом суммы ко взысканию являются доставочными и не чрезмерными относительно степени нарушения прав каждого из административных истцов. Ссылка заявителей на иную судебную практику в части определения размера компенсации за аналогичные нарушения, подлежит отклонению, поскольку при разрешении настоящего административного иска судами были установлены иные обстоятельства нежели в рамках дел, поименованных в кассационной жалобе административных истцов.
Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств на предмет их достаточности для установления вышеуказанных обстоятельств, а также несогласие с размером компенсации, не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм процессуального права и о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.