Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, поданную 15 ноября 2022 года, на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2022 года
по административному делу N 2-895/2022 по административному исковому заявлению заместителя Шилкинкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения "Шилкинское" об обязании совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, прокурора Волковой А.Г, просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в деятельности администрации городского поселения "Шилкинское" и установлено, что на территории городского поселения "Шилкинское" отсутствует маневренный жилищный фонд. Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемой ситуации - к компетенции администрации городского поселения "Шилкинское". Отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории городского поселения "Шилкинское" создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст.40 Конституции РФ право граждан на жилище, создание необходимого количества жилых помещений маневренного фонда должны быть проведены заблаговременно. Непринятие мер по созданию маневренного жилого фонда может привести к чрезвычайной ситуации, вызванной обрушением аварийных домов, а также создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц городского поселения "Шилкинское", в том числе, проживающих в аварийных многоквартирных домах. Просит обязать администрацию городского поселения "Шилкинское" создать маневренный жилищный фонд городского поселения "Шилкинское" в количестве, необходимом для расселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен частично, суд первой инстанции обязал администрацию городского поселения "Шилкинское" создать маневренный жилищный фонд городского поселения "Шилкинское" в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда.
Кассатор просит судебные акты отменить, указывая, что исходя из положений пунктов 3, 6, 8, 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании ЖК РФ, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения. Понуждение к созданию маневренного фонда не основано на законе.
Вышеприведенные нормы права носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения (в том числе на обязанность создания маневренного фонда, на невозможность обеспечения обозначенной категории лиц жилыми помещениями в ином порядке, иными средствами).
По мнению кассатора положения жилищного законодательства не содержат прямого указания, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность к созданию маневренного фонда, при этом расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как иного любого вопроса местного значения, закрепленного в ст.ст.14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " недопустимо.
Указанная правовая позиция подтверждена и Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N2-П, состоявшегося по делу о проверки конституционности положения п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городской округ "Город Чита".
Кассатор полагает, что при решении вопросов местного значения в отсутствие незаконного бездействия органа местного самоуправления суд не вправе подменять правомочия муниципальной власти в той сфере, на которую они распространяются. Орган местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом и определять его правовой статус.
По мнению кассатора нормами действующего жилищного и гражданского законодательства органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем причинно-следственная связь между деянием ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует. Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно. Полагаю вывод судебной коллегии о том, что довод ответчика о наличии полномочия, но не обязанности по созданию маневренного фонда, противоречит положениями статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", не состоятельным. Статья 14 названного федерального закона содержит перечень полномочий городского поселения в области жилищных отношений, при этом обязанности создавать маневренный жилищный фонд ни указанный закон, ни Жилищный кодекс РФ не содержит.
Порядок расселения граждан из аварийного жилого фонда установлен действующим законодательством. В случае острой нуждаемости и невозможности самостоятельно обеспечить себя на время расселения жилыми помещениями, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения таким гражданам на условиях социального найма.
Кассатор указывает, что в соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда не должно вызывать затруднений при его исполнении, при этом прокурором не обозначено в требованиях, в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда, подходящего жилья для присвоения ему статуса специализированного на территории городского поселения не имеется, строительство жилых домов на территории городского поселения "Шилкинское" в целях создания маневренного жилищного фонда не ведется в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на указанные цели. Высвобождение жилых помещений, ранее предоставленных гражданам на основании договоров социального найма, практически не осуществляется.
Поступили возражения прокуратуры Забайкальского края на кассационную жалобу, в судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что Шилкинской межрайонной прокуратурой в рамках прокурорской проверки, установлено, что на территории городского поселения "Шилкинское" имеются многоквартирные дома, признанные аварийными.
Так, жилой дом, расположенный по адресу: ул.Бородина, д.6 г.Шилка, признан аварийным на основании постановления администрации городского поселения "Шилкинское" N 36 от 18.11.2015 N556, жилой дом, расположенный по адресу: ул.Лазо, д.9, г.Шилка, признан аварийным на основании постановления администрации городского поселения "Шилкинское" от 21.11.2016 N503, жилой дом, расположенный по адресу: ул.Котовского, д.14, г.Шилка, признан аварийным на основании постановления администрации городского поселения "Шилкинское" от 28.04.2016 N198, жилой дом, расположенный по адресу: ул.Станционная, д.17, г.Шилка, признан аварийным на основании постановления администрации городского поселения "Шилкинское" от 31.12.2015 N700. Согласно сведениям, размещенным на официальном интернет-портале Реформа ЖКХ с URL-адресом: https://www.reformagkh.ru/, жилой дом по ул.Бородина, д.6 г.Шилка, состоит из 4 квартир (проживает 10 человек), жилой дом по ул.Лазо, д.9, г.Шилка, состоит из 7 квартир (проживает 25 человек), жилой дом по ул.Котовского, д.14, г.Шилка, состоит из 8 квартир (проживает 16 человек), жилой дом по ул.Станционная, д.17, г.Шилка, состоит из 6 квартир (проживает 12 человека).
Согласно постановлению главы городского поселения "Шилкинское" от 16.05.2022 N185, жилые помещения, расположенные по следующим адресам: г.Шилка, ул.Котовского, д.2, кв.26, ул.Партизанская, д.85а, кв.7, ул.Станционная, д.3, кв.9 - признаны специализированным жилым фондом.
Согласно сообщению главы городского поселения "Шилкинское" в адрес Шилкинской межрайонной прокуратуры, на сегодняшний день на территории городского поселения "Шилкинское", согласно постановлению администрации городского поселения "Шилкинское" от 16.05.2022 N185 "О создании специализированного жилого фонда", в маневренном фонде находятся следующие жилые помещения: 1) г.Шилка, ул.партизанская, 85а, кв.7 (выдано уведомление об истечении срока договора найма и в ближайшее время будет свободна; 2) г.Шилка, ул.Станционная, д.3, кв.9 (проживает семья погорельцев "данные изъяты"); 3) г.Шилка, ул.Котовского, д.2, кв.26 (в настоящее время свободна).
Как пояснил в суде первой инстанции прокурор Садовников И.А, на постановление главы городского поселения "Шилкинское" от 16.05.2022 N185 Шилкинским межрайонным прокурором будет принесен протест, как на противоречащее требованиям закона и свидетельствующее о ненадлежащем формировании маневренного фонда.
С учетом вышеизложенного, проанализировав доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора в части.
Судом первой инстанции установлено в ходе рассмотрения дела, в городском поселении "Шилкинское" имеются признанные аварийными многоквартирные жилые дома, количество жильцов в которых составляет 63 человека, на территории поселения фактически отсутствует созданный в установленном законом порядке маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ.
В связи с чем, суд первой инстанции указал, что поскольку полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда относятся к компетенции органа местного самоуправления, на ответчика должна быть возложена обязанность по созданию маневренного жилищного фонда муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Суд первой инстанции указал, что представленное представителем ответчика в адрес Шилкинской межрайонной прокуратуры сообщение в той части, что на территории городского поселения "Шилкинское" в маневренном фонде находятся жилые помещения, с их перечислением, в количестве трех квартир и постановление главы городского поселения "Шилкинское" от 16.05.2022 N185, не свидетельствуют о создании администрацией маневренного фонда, поскольку закрепление в качестве маневренного фонда в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, ответчиком не производилось, как указал в судебном заседании процессуальный истец, на указанное постановление прокурор намерен принести протест.
Отклоняя довод представителя ответчика о том, что прокурором не конкретизировано количество квартир маневренного жилищного фонда суд первой инстанции указал, что названный довод не является основанием для отказа в иске, поскольку установлено, что текущая нуждаемость в предоставлении маневренного жилищного фонда с учетом имеющегося на территории городского поселения аварийного жилья и количества проживающих в нем граждан, ответчиком не обеспечена.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что подходящего жилья для присвоения ему статуса специализированного на территории городского поселения не имеется; строительство жилых домов на территории городского поселения "Шилкинское" в целях создания маневренного жилищного фонда не ведется в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на указанные цели; высвобождение жилых помещений, ранее предоставленных гражданам на основании договоров социального найма, практически не осуществляется апелляционная инстанция указала, что признает их несостоятельными, так как непринятие мер по созданию маневренного фонда в необходимом количестве свидетельствуют о бездействии администрации городского поселения "Шилкинское".
Выводы судов являются правильными.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
В силу ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с ч.2 ст.19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию ч.1, 9 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из положений п.3, 6, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив, суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны апелляционной инстанцией пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований, установив, что в городском поселении "Шилкинское" имеются признанные аварийными многоквартирные жилые дома, количество жильцов в которых составляет 63 человека, на территории поселения фактически отсутствует созданный в установленном законом порядке маневренный жилищный фонд в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ.
Позиция кассатора о том, что решение суда является неисполнимым подлежит отклонению, поскольку отсутствие финансирования для выполнения мероприятий не является уважительной причиной для неисполнения судебного акта и суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования частично, правомерно возложил на ответчика обязанность создать маневренный жилищный фонд городского поселения "Шилкинское" в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда, что соответствует разъяснениям, изложенным в изложенным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" согласно содержанию которого признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства дела, которые не были приняты во внимание и не получили правовой оценки в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, существенных нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.