Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые", поданную 25 ноября 2022 года, на решение Центрального районного суда города Красноярска от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июня 2022 года
по административному делу N 2а-2823/2022 по административному иску Политической партии "Российская экологическая партия "Зеленые" к Законодательному Собранию Красноярского края о признании незаконным постановления, действий по его принятию.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда города Красноярска представителей Законодательного Собрания Красноярского края- Базылева Б.Б, Избирательной комиссии Красноярского края - Попова А.И, Васильевой Л.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Волковой А.Г, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые" (далее - Российская экологическая партия "Зелёные", РЭК "Зелёные") обратилась в суд с административным иском к Законодательному Собранию Красноярского края о признании незаконными: Постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 23 ноября 2021 г. N 2-193-П "О назначении членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса"; действий в части неназначения Головкина Р.Р. членом Избирательной комиссии Красноярского края с правом решающего голоса, ссылаясь на назначение ряда кандидатов в члены избирательной комиссии с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка из-за непредоставления в срок установленного пакета документов. Полагает, что допущенные нарушения являлись препятствием для назначения указанных кандидатов членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; должны быть учтены предложения как политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, так и политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; среди назначенных членов избирательной комиссии Красноярского края с правом решающего голоса нет ни одного члена, предложенного политической партией "Российская экологическая партия "Зеленые", допущенной к распределению мандатов в Законодательном Собрании Красноярского края. Со стороны Губернатора Красноярского края также не было назначено ни одного члена, предложенного политической партией, допущенной к распределению мандатов только в Законодательном Собрании Красноярского края.
Решением Центрального районного суда города Красноярска от 21 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июня 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Российская экологическая партия "Зелёные" ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Красноярска от 21 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июня 2022 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушение норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в Законодательное Собрание Красноярского края в ноябре 2021 года поступило от политических партий 8 предложений по выдвижению своих кандидатов для назначения членами Избирательной комиссии края с правом решающего голоса: ФИО1 ФИО2 Кирпичевой Л.В, ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7 Каждым из кандидатов предоставлен пакет документов, предусмотренный статьей 6 указанного Закона Красноярского края от 25 мая 2007 года N1-25 "Об избирательной комиссии Красноярского края".
2 ноября 2021 г. Красноярское региональное отделение ЛДПР в отношении кандидата ФИО4 для назначения ее членом Избирательной комиссии Красноярского края с правом решающего голоса в Законодательное Собрание Красноярского края предоставило: решение Высшего Совета ЛДПР, выписку из протокола заседания Высшего Совета Политической партии ЛДПР N от 29.10.2021г, заявление ФИО4 о даче согласия на назначение, справку, содержащую сведения библиографического характера, заявление Губернатору, копию паспорта, копию диплома, выданного на имя ФИО8 о высшем медицинском образовании, выданного в 1993 году, копию диплома о высшем экономическом образовании на имя ФИО4 выданного в 2007 году, свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2 ноября 2021 г. Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" в отношении кандидата Кирпичевой Л.В. в Законодательное Собрания края предоставлены: Постановление (решение) Бюро Комитета ККО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 11 ноября 2021 г.; Решение Политбюро ЦК Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 11 ноября 2021 г, копия свидетельства о государственной регистрации ККО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ; заявление о согласии Кирпичевой Л.В.; копия справки, содержащей сведения библиографического характера, в которой имеется указание на год окончания КГУ - 2001г, а также время учебы -1959-1975г.г.; копия паспорта Кирпичевой Л.В, копия диплома об окончании в 1975 году Красноярского государственного университета; копия трудовой книжки с вкладышем с указанием фамилии Радченко-Кирпичева.
Сопроводительным письмом от 15 ноября 2021 г. Красноярским региональным отделением ЛДПР дополнительно направлены Устав ПП ЛДПР от 2016 года, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, протокол Координационного Совета КРО Политической партии ЛДПР N от 29 мая 2021 г, заверенные руководителем, которые поступили в Законодательное собрание 16 ноября 2021 г.
Решением Комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению от 19 ноября 2021 г. в Законодательное Собрание края внесено предложение по 8 кандидатам для назначения членами Избирательной комиссии края с правом решающего голоса: ФИО1 ФИО2 Кирпичева Л.В, ФИО3 ФИО4, ФИО5 ФИО6 ФИО7
На втором заседания второй сессии Законодательного Собрания четвертого созыва от 23 ноября 2021 г. по итогам рейтингового голосования голоса между кандидатами для назначения членами Избирательной комиссии края с правом решающего голоса распределились следующим образом: ФИО1 набрал 46 голосов, ФИО7 - 46 голосов. ФИО6 - 45 голосов, ФИО3 - 44 голоса, ФИО5 - 44 голоса, ФИО4 - 43 голоса, Кирпичева Л.В. - 35 голосов, ФИО2 - 4 голоса.
23 ноября 2021 г. Законодательным Собранием Красноярского края четвертого созыва принято Постановление "О назначении членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса" N193-П, согласно которому членами Избирательной комиссии назначены ФИО1 Кирпичева Л.В, ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО6 ФИО7
ФИО2 выдвинутый Политической партией "Российская экологическая партия "ЗЕЛЕНЫЕ", не набрал необходимое количество голосов, так как за него проголосовало только 4 депутата.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N67- ФЗ), Закона Красноярского края от 25 мая 2007 года N1-25 "Об избирательной комиссии Красноярского края" (далее- Закон от 25 мая 2007 года N1-25), исходил из того, при регистрации кандидатами в члены Избирательной комиссии края ФИО4. и Кирпичевой Л.В, не допущено нарушений установленного порядка выдвижения кандидатов; ФИО2 выдвинутый Политической партией "Российская экологическая партия "ЗЕЛЕНЫЕ" не набрал необходимое количество голосов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края; постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 23.11.2021г. N2- 193-П принято в пределах полномочий данного органа законодательной власти в соответствии с установленными требованиями.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Федеральный законодатель установил, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений (пункт1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации предусмотрен статьей 23 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 23 Федерального закона N67-ФЗ (в редакции на момент спорных правоотношений) формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ, как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона от 25 мая 2007 года N1-25, избирательная комиссия Красноярского края формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
Семь членов Избирательной комиссии с правом решающего голоса назначаются Законодательным Собранием Красноярского края, семь Губернатором Красноярского края.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона от 25 мая 2007 года N1-25 как Законодательное Собрание Красноярского края, так и Губернатор Красноярского края обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Красноярского края.
Порядок назначения на должность членов Избирательной комиссии Красноярского края Законодательным Собранием Красноярского края регулируется статьей 39 Регламента Законодательного Собрания Красноярского края, принятого Постановлением от 19.02.2009г. N 8-2963П (далее- Регламент).
В случае если в списке, сформированном комитетом, находится большее число претендентов, чем число членов Избирательной комиссии, назначаемое Законодательным Собранием, проводится рейтинговое голосование. Назначенными на должности считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов, при этом число голосов, поданных за кандидата, не должно быть меньше, чем большинство от числа избранных депутатов Законодательного Собрания (пункт 5 статьи 39 Регламента).
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления и действий Законодательного собрания Красноярского края являются обоснованными.
Доводы кассатора о необходимости голосовании по кандидатурам, предложенными другими политическими партиями и иными общественными объединениями в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ после проведения голосования по кандидатурам, предложенным политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Законодательном собрании Красноярского края являются ошибочными, основанными на неверном толковании в совокупности норм права, регулирующих порядок формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Такая очередность голосования по предложенным политическими партиями, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, другими политическими партиями и иными общественными объединениями кандидатурам, действующим законодательством, положениями Регламента Законодательного собрания Красноярского края не установлена.
Как установлено судами, по результатам голосования по представленным кандидатурам назначены 5 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом требования положений пункта 7 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 1 статьи 7 Закона от 25 мая 2007 года N1-25 соблюдены.
Вопреки доводам административного истца, голосование по кандидатурам, предложенным для назначения на должность членов Избирательной комиссии Красноярского края, проведено в соответствии с требованиями Регламента Законодательного Собрания Красноярского края.
По результатам проведенного голосования кандидат ФИО2 представленный административным истцом, набрал наименьшее количество голосов депутатов по отношению к остальным кандидатам.
Таким образом, при назначении членов Избирательной комиссии Красноярского края требования федерального и регионального законодательства об обеспечении вхождения в состав избирательной комиссии не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации, в полной мере соблюдены.
Доводы административного истца относительно наличия оснований для отказа в назначении в состав Избирательной комиссии Красноярского края в ввиду непредставления кандидатом ФИО4 полного пакета документов, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, им дана правая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
В целом, доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Красноярска от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.